Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Проверяем аккумулятор мультиметром: полезные советы
Аккумуляторная батарея — одно из ключевых звеньев любого автомобиля. Чтобы батарея работала исправно, важно не только своевременно проходить технический осмотр, но и хотя бы раз в месяц проверять аккумулятор автомобиля, особенно если АКБ работает уже свыше трех лет. Как проверить аккумулятор мультиметром — поговорим в этой статье.
Первые признаки неисправности
Перед тем как переходить непосредственно к измерениям, нелишним будет оценить внешние признаки неисправного аккумулятора и те сигналы, которые могут свидетельствовать о надвигающихся проблемах с АКБ:
- при повороте ключа в замке зажигания стартер начинает крутить медленно и вяло, двигатель заводится неохотно и не всегда с первого раза;
- даже если аккумулятор недавно был полностью заряжен — через несколько запусков двигателя появляются симптомы, описанные в предыдущем пункте (часто ситуация наблюдается в зимнее время);
- нарушена целостность корпуса АКБ;
- сильное внешнее загрязнение и окисление клемм;
- следы электролита на поверхности аккумулятора.
Распространенные причины разрядки АКБ
Аккумуляторы часто разряжаются как по вине автовладельца, так и из-за сторонних причин. Конечно, наиболее распространенная причина внезапно севшей батареи авто — это рассеянность водителя, то есть оставленные включенными электроприборы — фары, подсветка, магнитола и т. п.
Но гораздо более внушительный список набирается из-за технических проблем:
- загрязнение аккумулятора;
- длительный срок службы (более 4 лет);
- поврежденная, устаревшая электропроводка автомобиля;
- неверное подключение электроприборов;
- неполадки с генератором или его регулятором;
- неверно подобранный аккумулятор;
- изменение уровня и плотности электролита;
- частые поездки на короткие расстояния на низких скоростях.
Что проверяют мультиметром
После знакомства с основными параметрами неисправностей самое время узнать, что измеряется в аккумуляторе при помощи мультиметра.
Ответ приятен: практически всё. Это и напряжение, и емкость, и внутреннее сопротивление, и ток утечки.
Именно поэтому мультиметр имеет такое название — он измеряет сразу много параметров.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром
Напряжение аккумулятора может многое сказать о его состоянии и работоспособности. Для проведения проверки мультиметр переводится в режим «вольтаж» с диапазоном не более 20 В.
Далее соединяется плюсовой провод устройства (обычно красный) с плюсовой клеммой аккумулятора автомобиля, а минусовой провод (обычно черный или синий) — с минусовой клеммой.
Существует два способа проверки этого показателя:
- при работающем двигателе,
- при отключенном двигателе.
Рассмотрим оба варианта.
Напряжение АКБ при заглушенной машине
Такое измерение лучше проводить после продолжительной стоянки автомобиля, например после ночи на стоянке, но не сразу после поездки.
Оптимальные цифры в таком случае — от 12,4 до 12,8 В.
Измерение напряжения при работающем моторе
Хорошими показателями считаются от 13,5 до 14 В.
Но в случае, если замеры производятся в холодное время года, АКБ могла подсесть из-за холода — в такой ситуации стоит повторить замер минут через 10.
Противоположная ситуация, если напряжение меньше 13 В, при этом не включены никакие дополнительные электроприборы (фары, печка, магнитола и т. п.).
Такая ситуация сигнализирует о проблемах с генератором, который не в состоянии держать заряд батареи на нужном уровне.
Измерение емкости
Еще одним показателем, который охарактеризует состояние аккумулятора, становится его емкость. Этот параметр также измеряется при помощи мультиметра.
Для этого совершается ряд манипуляций:
- вначале АКБ отсоединяется от генератора;
- в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением;
- минут 5 наблюдается работа цепи;
- потребитель отключается, замеряются показатели батареи в режиме вольтажа.
Результаты второго замера указывают на имеющиеся проблемы. 12,4 В говорит о полной исправности батареи, а диапазон от 12 до 12,3 В — о ее скором выходе из строя.
Другой метод измерения емкости аккумулятора мультиметром — с помощью контрольного разряда. Он в чем-то похож на предыдущий.
Вначале батарея заряжается до 100 % емкости, что проверяется при помощи мультиметра в режиме вольтажа и амперметра. Затем в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением, например лампочка.
Когда емкость аккумулятора снизится на 50 %, эксперимент прекращают. Потраченное на разрядку время умножают на силу тока в цепи.
Получившийся результат должен быть приближенным к указанному в техническом паспорте. В противном случае имеются проблемы с аккумулятором.
Проверка внутреннего сопротивления батареи
Чтобы осуществить данную операцию, необходима лампочка на 12 В, мультиметр и аккумулятор. Лампочка подсоединяется к батарее, и почти сразу же, через несколько секунд свечения, замеряется напряжение на клеммах АКБ.
Следующим действием лампочка отключается, а напряжение на клеммах замеряется повторно. Если разница измерений находится в пределах 0,05 В, то можно говорить о полной исправности батареи.
В остальных случаях выводы не столь радужны.
Проверка тока утечки мультиметром
Утечка тока в автомобиле — дело нормальное. Под утечкой понимают работу всех потребителей энергии (сигнализации, блокировки дверей, магнитолы и т. д.) в фоновом режиме.
При нормальной ситуации утечка составляет 60—80 мА, но в случае неполадок потребление возрастает, и это сказывается на аккумуляторе не лучшим образом.
Как найти эту утечку?
Технология проверки
Необходимо выполнить следующие действия:
- Поставить мультиметр в режим измерения тока (DCA) на 10 или 20 ампер.
- Черный щуп (−) установить в гнездо COM.
- Красный щуп (+) установить в гнездо 10 ADC.
- Если проверка будет осуществляться в разрыв «массы», то с АКБ снимается минусовая клемма, к ней подключается один из проводов мультиметра, а другой провод подключается на минус аккумулятора. Полярность проводов здесь не важна.
- Если проверка будет осуществляться в разрыв «плюса», то с АКБ снимается плюсовая клемма. Минусовой провод амперметра подключается к клемме автомобиля, а плюсовой провод — к «+» аккумуляторной батареи.
Перед проверкой отключают в автомобиле все потребители энергии. Затем, примерно через минуту после полного отключения, мультиметр подключают в разрыв цепи. Если амперметр показывает 0, значит, утечки тока нет, а если выдаются другие показания, пусть даже минимальные, — необходимо искать точную причину утечки.
Для этого последовательно и по одному вытаскивают и ставят обратно все реле и предохранители. Так станет доподлинно известно, что является «слабым звеном».
Необходимо проявлять бдительность: если еще в момент снятия клемм с аккумулятора появляются искры, то проводить проверку обычным мультиметром достаточно опасно — есть риск сжечь устройство.
Интересные замеры
Если на батарее автомобиля имеются потеки электролита, то следующий занимательный эксперимент продемонстрирует утечку тока. Необходимо поставить мультиметр в режим измерения напряжения: один щуп прислонить к клемме автомобиля, а другой — к поверхности электролитного пятна. Показатели прибора вас удивят.
Пятно электролита, а также другие жидкости удаляются с поверхности аккумулятора щелочным 6%-м раствором соды (примерно столовая ложка на стакан воды). Используйте тряпку, смоченную в этом растворе. Избегайте заливания водой как всего корпуса АКБ, так и клемм, а также проводов автомобиля.
В конечном итоге при помощи обыкновенного мультиметра можно изучить большое количество характеристик штатного аккумулятора и не только. Именно поэтому даже самый простой такой прибор является крайне важной в хозяйстве вещицей.
Более того, такая несложная домашняя диагностика позволит избежать множества неприятных ситуаций, а также поможет своевременно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.
Как проверить основные параметры аккумулятора мультиметром
Мультиметр является многофункциональным устройством для измерения различных параметров электрического тока, поэтому с его помощью может быть произведена и проверка заряда аккумулятора. Для выполнения данной работы можно использовать различные виды мультиметров. Стоимость изделия не имеет значения, главное чтобы цифровой или аналоговый измерительный прибор был в исправном состоянии. О том как проверить аккумулятор мультиметром будет рассказано далее.
Какие параметры можно проверить?
С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.
С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.
Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.
Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.
Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.
Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.
Как измерить напряжение
Если необходимо проверить только аккумуляторного напряжения, то мультиметр переводится в режим DC. Если нужно проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.
Затем чёрный щуп мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока.
Обычно, исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.
Аналогичным образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.
Как измерить ёмкость
Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.
Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.
Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.
Проверить внутреннее сопротивление
Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:
Лампа 12 В подключается к АКБ.
- Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
- Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.
Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.
В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.
Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.
Как проверить ток утечки
Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.
Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.
Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.
Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.
Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».
Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.
Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.
Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства?
Чтобы для тестера проверка аккумулятора не оказалась последней, необходимо правильно выбрать диагностический режим. Если требуется проверить ампераж, то категорически запрещается это делать без дополнительной нагрузки, которая не должна превышать мощности 120 Вт.
Выбирая режим измерения постоянного тока, следует проявлять осторожность, чтобы по ошибке, не включить мультиметр в режим измерения сопротивления, который находится, в большинстве моделей мультиметров, рядом с положением переключателя для измерения постоянного тока.
Как проверить работоспособность батарейки мультиметром
Батарейка — универсальный портативный элемент питания, от которого работает большинство переносных девайсов. Существует множество разновидностей батареек — от простых солевых, до мощных литий-ионных аккумуляторов. При работе они имеют свойство разряжаться, да и новые батареи не всегда поставляются полностью заряженными. Поэтому нужно знать о том, как проверить батарейку мультиметром.
Что такое мультиметр
Аккумуляторные элементы в домашних условиях легко проверить мультиметром. Это измерительный прибор, который может выполнять несколько задач:
- Измерение напряжения;
- Проверка тока;
- Измерение сопротивления;
- Проверка диодов, транзисторов, конденсаторов
- Замер частоты.
Удобным в этом приборе является то, что все измерения проводятся им одним, без необходимости иметь множество различных измерителей. К тому же в большинстве случаев он является портативным, то есть измерить параметры электроцепей можно как в полевых, так и в домашних условиях.
Большинство мультиметров (их еще называют тестерами) сами работают от батареек.
Виды батареек
Портативные элементы питания различаются как по принципу работы, так и по внешнему виду. Основные типы батареек:
Пальчиковые (обозначение размера АА);
- Мизинчиковые (размер ААА);
- Большие цилиндрические (размером D);
- Средние цилиндрические (обозначаются С);
- Тип Крона (форма — параллелепипед);
- Плоские (форма — уплощенный параллелепипед).
Все цилиндрические типы накопителей заряда имеют рабочее напряжение от 1,2 до 1,6 вольт. Напряжение элементов типа Крона равно 9 В, а плоских 4,5 В. Работоспособность элемента зависит от нагрузки, к которой он подключен.
В маломощных приборах уменьшение вольтажа батарейки долго не сказывается на работоспособности, а в мощных, типа фотоаппаратов или электродвигателей, даже небольшое проседание напряжения вызовет отказ оборудования.
По типу внутреннего наполнения элементы питания также различаются. Выделяют такие виды:
«Солевые», «сухие» — угольно-цинковые. Этот тип батареек наиболее дешевый, но быстрее всего разряжается и плохо работает в холодных условиях и с мощными нагрузками;
- HeavyDuty — хлоридно-цинковые, похожи на предыдущий тип, имеют чуть большую емкость;
- «Алкалиновые», щелочные — лучше работают при низких температурах и держат заряд при большом токе, но быстро разряжаются;
- С применением ртути — высокоемкие, их трудно быстро разрядить, однако из-за опасности ртути они вышли из употребления;
- С использованием серебра — медленно разряжаются и хорошо работают с мощной нагрузкой, но дорогие;
- Литиевые — имеют наивысшую ёмкость и наименьшую массу среди подобных. Долгий срок годности. Высокая цена.
Также все батареи делятся на два типа: первичные, то есть гальванические элементы и вторичные, то есть перезарядные или аккумуляторные. Первые обычно дешевле, но после использования их необходимо утилизировать. Вторые часто имеют меньшую емкость, более дороги, но могут быть перезаряжены зарядным устройством.
Проверка тока
Чтобы понимать, как проверить батарейку тестером, нужно знать параметры накопителя заряда, коим являются и аккумуляторы, и любые переносные элементы питания.
У полностью заряженного источника питания должно быть заданное производителем напряжение на выходных контактах с погрешностью ±5%, и он должен выдавать определенный ток, достаточный для питания нагрузки той мощности, для которой его предполагается применять.
Для того чтобы проверить ток батареек, важно правильно настроить и подключить тестер. Нужно выполнить действия:
Подключить черный провод со щупом в гнездо COM мультиметра, а красный провод — в гнездо, маркированное 10 А;
- Установить режим измерения постоянного тока, предел измерений — 10 А;
- Кратковременно прикоснуться щупами к выводам батарейки, черным — к минусу, а красным — к плюсу. Важно проводить измерение на более 2 секунд, во избежание порчи элемента;
- На дисплее отобразится значение тока.
Если величина тока находится в пределах 4 — 6 ампер, то элемент «свежий» и может использоваться по назначению. При показаниях от 3 до 3,9 А ресурс батарейки снижен, но какое-то время она еще будет работать. Если ток равен 1,3 — 2,9 А, такой элемент сможет питать только маломощную аппаратуру. При более низких показателях батарейку лучше заменить, а аккумулятор с такими параметрами нужно зарядить.
Тест на напряжение
Менее опасным методом проверки элементов питания будет тест на напряжение. При проверке важных портативных источников питания необходимо проверять и напряжение, и силу тока. Для того чтобы узнать напряжение нужно:
- Присоединить щупы мультиметра в подходящие гнезда: красный — в отверстие, маркированное Ω, U, Hz, черный — в гнездо с надписью COM$
- Установить режим измерения постоянного напряжения;
- Выбрать предел измерения — до 20 В;
- Приложить щупы к выводам источника питания. Полярность не имеет большого значения, так как значения все равно будут отображены верные, только с противоположным знаком;
Например, для аккумулятора типа 18650, если все сделано верно, измеритель выдаст значения от 0 до 3,7 В. Если получены цифры более 3,5 В, значит, батарея вполне работоспособна. При значениях от 3,0 до 3,5 В — ресурс элемента понижен, но его можно разрядить в устройствах меньшей мощности. Если напряжение ниже 2,9 В — источник питания нужно зарядить. Минимально допустимым для таких аккумуляторов является напряжение 2,4 В, меньшее значение будет способствовать деградации электролита аккумулятора.
Определение емкости
Емкость элемента питания — это величина, определяющая, сколько времени он сможет работать как энергоноситель для цепи при определенном токе. Выражается она в ампер-часах для мощных аккумуляторов и миллиампер-часах для небольших. Для примера: если на пальчиковом аккумуляторе написано 1000 мА ⋅ ч, то, при выдаваемом токе в 1000 мА он разрядится за час.
Определить, как замерить емкость батарейки мультиметром, можно только при наличии аккумуляторной батареи, так как для измерения нужно будет ее полностью разрядить. Использование гальванического элемента после этого будет невозможно. Для определения емкости аккумулятора методом контрольного разряда нужно:
Подобрать сопротивление нагрузки, обеспечивающее ток разряда батареи 100 — 200 мА;
- Последовательно соединить аккумулятор, нагрузку, мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Аккумулятор должен быть полностью заряжен;
- К выводам батареи параллельно подключить второй мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения;
- Сразу после соединения начать отсчет времени;
- Установить, за какое время напряжение батареи уменьшится вдвое. Это и будет считаться её полным разрядом;
- Умножить время разряда на ток во время эксперимента. Если ток менялся, нужно определить средний ток. Полученное значение произведения и будет величиной емкости аккумулятора.
Измерение параметров аккумулятора телефона
Часто бывает, что телефон быстро разряжается. При этом нужно проверить параметры его батареи на предмет уменьшения емкости. Знать о том, как проверить емкость аккумулятора телефона мультиметром, необходимо не только специалистам салонов по ремонту портативной техники, но и обычным пользователям, задумавшимся о замене батареи смартфона.
Для проверки нужно определить напряжение, выдаваемое аккумулятором, и его ёмкость, определяемые методом контрольного разряда. На батарее телефона или в инструкции по эксплуатации эти параметры должны быть указаны. Если полученные при эксперименте значения отличаются более, чем на 20% в меньшую сторону — возможно, стоит заменить аккумулятор.
Зная, как проверить аккумулятор телефона мультиметром, можно оперативно выявить неисправность этого элемента, узнать его состояние, если он уже не новый, и определить примерный срок службы.
Знания о проверке емкости аккумулятора с помощью тестера пригодятся во многих ситуациях: от вопроса замены элементов питания фотоаппарата до теста емкости АКБ автомобиля.
Как проверить объем и емкость аккумулятора мультиметром
Для питания различных устройств могут устанавливаться батареи. Они характеризуются большим количеством разных параметров, среди которых можно отметить емкость. При снижении рассматриваемого показателя батареи она начинает терять свои эксплуатационные характеристики, так как происходит разрушение пластин. Проверить емкость аккумулятора можно при применении различных способов, к примеру, часто используется мультиметр. Наиболее подходящий способ выбирается в зависимости от типа батареи и ее состояния.
Основные понятия емкости
Проверка емкости аккумулятора проводится для определения технического состояния источника питания. Этот показатель указывает на то, в течение какого периода АКБ батарея сможет питать потребитель при определенных условиях эксплуатации. Измерение проводится в ампер-часах, емкость может варьировать в большом диапазоне.
Параметр учитывается при рассмотрении возможности соединения несколько источников электроэнергии в одну батарею. Среди особенностей отмечают следующие моменты:
При последовательном соединении емкость остается постоянной, суммируется лишь напряжение. За счет этого увеличивается пусковой ток, но длительность работы батареи при постоянной нагрузке остается неизменной.
- Параллельное подключение позволяет увеличить емкость без изменения напряжения. Подобные батареи создаются для обеспечения продолжительной работы различных потребителей.
Применяется еще и комбинированный способ соединения, который предусматривает использование нескольких аккумуляторов. Существует довольно большое количество различных правил создания и зарядки подобных батарей, к примеру, все используемые аккумуляторы должны быть в хорошем техническом состоянии и иметь одинаковую емкость.
Емкость во многом зависит от количества электролита, если рассматривать вариант свинцово-кислотных аккумуляторов для автомобилей.
Тестируется уровень жидкости при использовании обычного стеклянного стержня. Другие варианты исполнения источников питания можно проверить при применении различных измерительных приборов.
Батарея ноутбука
Ноутбуки сегодня получили весьма широкое распространение, что связано с их длительной работой в автономном режиме. Проверить емкость батареи подобного устройства можно при применении специального тестера. Его стоимость составляет около 30 000 рублей, поэтому позволить себе подобный прибор могут не многие.
К особенностям тестирования батареи ноутбука можно отнести:
- Рассматриваемый блок источника питания состоит из нескольких аккумуляторов типа 18650.
- Тестирование без применения специального прибора проводится путем разборки батареи. После демонтажа наружного корпуса можно изменить емкость на полюсах каждой секции при помощи зарядного устройства Imax B 6.
Подобного рода работу выполнить достаточно сложно, так как для этого нужно обладать определенными навыками и умениями. Допущенные ошибки на момент разбора батареи приводят к тому, что ее повторно уже нельзя будет использовать.
Новички могут провести тестирование при применении специальных программ. В большинстве случаев используется приложение AIDA 64. Рекомендации по использованию следующие:
- Программа скачивается и устанавливается на компьютере.
- На момент тестирования батарея должна быть заряжена полностью.
- Для начала теста следует отключить устройство от сети питания и запустить программу.
- В левой части интерфейса отображаются основные разделы, из которых выбирают «Электропитание».
После выбора требующегося раздела в основном окне отображается информация об установленном аккумуляторе. Стоит учитывать, что отображающиеся данные лишь приблизительные, часто они не соответствуют реальным значениям.
Рассматривая особенности эксплуатации ноутбука нужно отметить тот момент, что многие на протяжении длительного периода работают при питании от сети и не подвергают батарею нагрузке. В этом случае она со временем также теряет свою емкость. Кроме этого, не рекомендуется проводить глубокую разрядку, должно оставляться около 10−15% от максимального уровня. При нескольких полных разрядках аккумулятор сильно изнашивается и не будет держать зарядку при автономном использовании устройства.
Проверка емкости мобильного телефона
Проверить емкость аккумуляторной батареи мобильного устройства можно при использовании простого тестера. Часто встречается ситуация, когда источник энергии практически моментально выходит из строя. Быстрая потеря емкости происходит при применении зарядных устройств типа Power Bank. Они позволяют существенно ускорить процесс зарядки, но при постоянном использовании подобной зарядки срок эксплуатации источника энергии существенно снижается.
Для мобильных телефонов, которые работают на популярных операционных системах, также есть большое количество различных программ для тестирования аккумуляторной батареи. Наиболее популярной считается iBackupBot.
Используется она следующим образом:
- Рекомендуется для начала ее скачать и установить на компьютере.
- После этого проводится подключение мобильного устройства через кабель.
- Запустив программу в левой части основного экрана, можно встретить пункт «Больше информации». В нем отображается количество циклов и показатель емкости.
В последнее время получили широкое распространение мобильные устройства китайского происхождения. Для них рекомендуется установить приложение Battery, которая может отображать следующую информацию:
- Температуру АКБ (при наличии соответствующего датчика).
- Напряжение и емкость.
Программы не отображают точную информацию, не всегда следует принимать ее во внимание. Более точные показатели можно получить при использовании обычного тестера.
Проверка основных показателей при помощи тестера проводится в большинстве случаев. Рекомендации по выполнению этой работы следующие:
- Перед проведением теста следует полностью разрядить АКБ.
- Измерительный прибор в большинстве случаев имеет кабель USB.
- После полной разрядки батареи устройство подключается к тестеру.
При проведении теста нужно немного подождать, так как значение емкости со временем нарастает. Оптимальным показателем для батарей мобильных телефонов принято считать 2100−2200 мАч. Если показатель на 50% меньше от того, какой указывается в спецификации, то источник питания следует заменить.
Тестирование АКБ инструментов
Некоторые инструменты, к примеру, шуруповерт работает от встроенного аккумулятора. Проверить объем аккумулятора можно различными способами, тестирование рекомендуется проводить периодически. Среди особенностей проверки инструментов нужно отметить следующие моменты:
- Перед измерением емкости определяется текущее значение напряжения. Снимается показатель в процессе зарядки АКБ. В течение 30 минут после подключения батареи при использовании мультиметра снимаются первые показатели. Он должен быть около 13 В.
- Следующие несколько измерений проводится через полчаса и два часа. Показатели должны быть 13,5 В и 14 В, при полной зарядке около 17 В.
Слишком низкие показатели напряжения определяют то, что некоторые части батареи могли выйти из строя. Отдельные источники энергии подключаются последовательно, за счет чего повышается значение напряжения.
- При измерении емкости требуется дополнительная нагрузка, в качестве которой часто используется лампочка на 10 В.
- К батарее с полным уровнем заряда при помощи двух проводов подключается лампочка. Она начинает гореть, после чего засекается время, которое потребуется для полного разряда источника энергии. Для устройства китайского происхождения потребуется около 2,5 часов.
- Если лампочка пропадает быстро, то это указывает на небольшую емкость. Вычислить ее можно следующим образом: 10 Вт/18 В х 0,5 часов. В этой формуле используется показатель нагрузки, напряжение (измеряется мультиметром) и время, за которое аккумулятор потерял свой заряд. В рассматриваемом случае показатель составляет 0,28 ампер в час, что говорить о необходимости замены источника электроэнергии.
При частом использовании инструмента проверку рекомендуется проводить периодически. При сильном падении емкости использовать его можно только в течение нескольких минут. Восстановить аккумулятор практически невозможно, приходится проводить его замену.
Автомобильный аккумулятор
При необходимости можно мультиметром проверить емкость аккумулятора автомобиля. Как правило, тестирование проводится при проявлении различных проблем: тяжелый старт двигателя, тусклый свет фар и другие. Рекомендации по проведению теста источника электроэнергии прибором следующие:
Для начала следует приобрести более подходящий измерительный прибор.
- Следующий шаг заключается в подборе требуемой нагрузки (она должна забирать около 50% всего тока). При заявленной емкости 7 Ач нагрузка должна быть примерно 3,5 В, для чего выбирается лампочка с мощностью около 40 ватт.
- На момент теста следует подождать около двух минут. Если она начинает быстро тухнуть, то это указывает на плохое техническое состояние источника питания.
- Без отключения нагрузки проводится подсоединение измерительного прибора. Показатель должен быть не менее 12,4 В. Он указывает на то, что батарея находится в хорошем техническом состоянии. При низких значениях нужно провести обслуживание источника энергии.
Слишком низкое значение напряжения свойственно батареям, у которых емкость низкая и пластины были разрушены. Подобные источники питания следует своевременно заменять, так как серьезные структурные изменения могут привести к появлению короткого замыкания.
Применяемые методы проверки
Кроме мультиметра, могут использоваться и другие методы проверки автомобильного аккумулятора. Распространены следующие:
- Конструкция старых автомобильных аккумуляторов позволяет измерить плотность электролита. Однако современные варианты исполнения характеризуются герметичным корпусом, который не имеет отверстий для проведения замеров.
Нагрузочная вилка получила широкое распространение. Она представлена ручкой с двумя клеммами-щупами, которые подключаются к источнику питания. Устройство имеет шкалу, с которой и считывается требуемая информация.
- Специальный тестер свинцово-кислотных аккумуляторов представлен электронным устройством, которое способно выдавать все важные параметры в течение нескольких секунд: напряжение, емкость, предположительный срок службы.
- Контрольный заряд — еще один метод, который применяется сегодня крайне редко. Его особенности заключаются в необходимости полной зарядки и подключении определенной нагрузки. На подобный тест уходит довольно много времени.
Для частого тестирования аккумуляторов рекомендуется приобрести специальный тестер. Его стоимость может составлять несколько десятков тысяч рублей. На проверку состояния источника питания при его применении требуется всего несколько секунд.