0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация дтп по степени тяжести последствий

Содержание

Классификация травм, получаемых при ДТП

Статистика смертности в результате аварий, несмотря на все усилия законодателей и правоохранительных органов, продолжает оставаться удручающей. Но это только верхушка айсберга. Если ежегодно в нашей стране в результате ДТП погибает около 20 тысяч человек, то количество травмированных исчисляется сотнями тысяч. И хотя определение степени тяжести пострадавшего – компетенция медработников, зачастую именно незнание видов травм людьми, которые в состоянии оказать первую помощь, может существенно ухудшить состояние раненного до приезда бригады врачей.

Транспортировка пострадавшей с места ДТП

В данном случае сентенция «вооружён – значит опасен» работает несколько иначе: травмы при ДТП бывают разные, и знание разновидностей повреждений, полученных в результате аварии, позволяет выбрать правильную стратегию поведения в отношении травмированного до появления кареты скорой помощи.

Механизм получения травм в результате ДТП

Когда мы узнаём из СМИ об очередной аварии, случившейся в родном городе/районе, мы мало когда обращаем внимание на перечисление травм, если оно имеется. Нам достаточно информации об общем состоянии пострадавших, которая обычно и предоставляется в подобных случаях.

Между тем повреждения, полученные находившимися в момент аварии в автомобиле людьми, могут быть нанесены разными путями. Существует множество факторов, оказывающих влияние на механизм получения травм:

  • местоположение и даже поза человека в момент столкновения/опрокидывания машины;
  • скорость автотранспортного средства в момент совершения ДТП;
  • вид аварии;
  • наличие/отсутствие активных/пассивных систем безопасности;
  • был ли пристёгнут водитель/пассажиры.

Перечислим основные виды повреждений, приводящих к получению травм:

  • удары – результат столкновения автотранспортного средства с препятствием, наезда другой автомашины, опрокидывания автомобиля. По статистике, это самая частая причина травмирования, при этом повреждения могут быть нанесены в любой части тела, особенно при неиспользовании пассивных средств индивидуальной защиты. Сила инерции, умноженная на массу тела, заставляет тело двигаться с той же скоростью, с которой ехало авто, в то время как сама машина стремительно теряет скорость из-за лобового столкновения. При боковых ударах и опрокидывании действуют несколько иные силы, при этом воздействующие факторы могут быть самыми разнообразными, от деталей автомобиля до посторонних предметов, находящихся в салоне авто;
  • сдавление – не менее частое и травмоопасное воздействие, возникающее в результате деформации компонентов автотранспорта и сдавливания ими тела водителя/пассажиров, при опрокидывании машины, в результате стискивания пристёгнутым ремнём безопасности (в этом случае сдавление – меньшее зло, чем удар, который неизбежен в случае неиспользования РБ);
  • проникновение в ткани и органы человека инородных предметов. Обычно такие случаи рассматривают как следствие удара, в результате которого детали авто разрушаются с возникновением обломков (стёкла, пластиковые элементы обшивки, металлические детали).
  • переезд – обычно происходит с теми, кто оказался непристёгнут, в результате чего силой инерции был выброшен вперёд через лобовое стекло. Подобное случается и с пассажирами, сидящими в задней части салона.

Получить травму можно и без столкновения/опрокидывания, в результате неосторожного поведения – известно множество случаев получения серьёзных травм в результате соударения вытянутых в окно рук с дорожными конструкциями (знаками, указателями) и другими транспортными средствами.

Оказание помощи пострадавшему в ДТП на гонках

Существует отдельная классификация по степени тяжести полученных травм, о которой мы поговорим позже, отметив лишь общеизвестный факт: чем выше скорость автомобиля в момент совершения ДТП, тем тяжелее последствия.

Наиболее травмоопасными деталями ТС считаются:

  • двери (при боковых ударах, опрокидывании);
  • руль вместе с рулевой колонкой;
  • лобовое стекло (при прямом столкновении).

Наиболее тяжёлые повреждения, угрожающие жизни, получают в результате деформации кузова и внутренних элементов конструкции автомобиля, а также при ударах о выступающие части салона.

На характер повреждений заметное влияние оказывает направление удара при (лобовое столкновение, боковой удар, удар, нанесённый по касательной), скорость автомашины и её и масса.

Та же статистика свидетельствует, что использование ремня безопасности позволяет снизить вероятность получения травм, несовместимых с жизнью, втрое/вчетверо (19% пристёгнутых получают травмы, 1% – погибает, среди непристёгнутых статистика намного печальнее: 47% получают травмы, около 3% – гибнут).

В числе чаще всего страдающих органов при авариях можно выделить:

  • шею;
  • грудь;
  • голову;
  • рёбра;
  • внутренние органы, расположенные в области грудной клетки;
  • внутренние органы, находящиеся в брюшной полости;
  • позвоночник;
  • ноги.

Ухудшение состояния травмированного, вплоть до летального исхода, происходят по следующим причинам:

  • опоздания приезда врачей (так называемое правило «золотого часа»);
  • незнания уцелевшими участниками ДТП правил оказания первой помощи в зависимости от вида полученных травм;
  • некомпетентность сотрудников полиции (в медицинском аспекте).

Виды повреждений при ДТП, получаемых водителем и пассажирами

Как правило, при серьёзных авариях пострадавший может ощутить на себе все факторы, связанные с получением травм: и удары, и проникновение посторонних предметов, и сдавление. При этом большинство полученных повреждений взаимосвязано: сдавливание может произойти в результате деформации, повреждение инородным телом – в результате сдавливания или удара.

Обычно основные травмы после ДТП, полученные на определённых участках тела, можно связать с особенностями конструкции транспортного средства: повреждения ног, например, чаще всего регистрируются у водителей из-за наличия педалей, то же самое можно сказать о грудной клетке (рулевое колесо). Тазовые и бедренные кости, а также колени получают повреждение при контакте с деталями кузова (чаще всего – при соударении с приборной панелью, или торпедой). Задние пассажиры могут получить повреждения груди (рёбер и внутренних органов) в результате удара о передние сиденья. Шея и голова травмируются при ударе о лобовое/боковое стекло, торпеду.

Некоторые повреждения можно легко диагностировать визуально, но многие носят скрытый характер и могут быть определены только при осмотре специалистом, а зачастую – при проведении инструментальных исследований в условии стационара. Тем не менее, каждый человек, являющийся активным участником дорожного движения и очевидцем/участником дорожного происшествия, должен уметь распознавать виды полученных травм, что поможет оказать (или отказать в предоставлении) первой помощи пострадавшему.

А вот статистические данные, какие травмы можно получить при ДТП чаще всего. Здесь на первом месте – различные повреждения головы – примерно 65% от общего количества пострадавших. Интересно, что травмы ног (ушибы переломы) получают гораздо реже – в 15% случаев, и только каждый двенадцатый травмирует руки. Есть о чём задуматься!

Если говорить о тяжести полученных травм, то здесь многое зависит от местоположения пострадавшего – больше всего страдают водители, поскольку в зоне их локации размещено наибольшее количество конструктивных элементов, являющихся потенциальным источником получения повреждений. На втором месте – пассажиры сбоку от водителя, и лучше всего защищены задние пассажиры.

А теперь рассмотрим классификацию травм по их локации.

Черепно-мозговые травмы

Мы уже отмечали, что среди всех видов травм при ДТП этот орган страдает чаще всего. При любой резкой смене направления движения или остановке самой подвижной частью тела становится шея, а голова при таких ситуациях всегда столь же стремительно устремляется вперёд или в стороны, ударяясь о стекло, руль, панель приборов, переднее кресло.

С точки зрения способности противостоять ударам черепную коробку можно назвать самой незащищённой во всём костном аппарате – кости здесь достаточно тонкие и при этом сам череп полый. Челюстно-лицевой скелет также не отличается крепостью, так что сломанная челюсть – явление при ДТП отнюдь не редкое.

Кстати, травму головы можно получить и при наличии подушки безопасности, которая может сработать с некоторым запаздыванием.

Для задних пассажиров травмирование головы вообще считается самым распространённым повреждением, которое получают, ударившись о детали переднего сидения. При боковом ударе те, кто сидит возле дверей, рискуют удариться головой о стекло, или о металлическую стойку.

Диагностирование таких травм несложно: при серьёзных повреждениях всегда будут следы на лице, лбу или затылочной части головы в виде ушибов, ссадин и порезов. В более тяжёлых случаях фиксируется обильное кровотечение из носа, ушей, при открытых переломах черепа кровотечение будет наблюдаться также. Если на лобовом стекле имеются трещины с чётко видимым эпицентром, это может свидетельствовать о сильном ударе головой.

Травмы позвоночника, переломы рёбер

На втором месте по травмам при ДТП, несовместимым с жизнью, можно назвать повреждения позвоночника. При резкой, практически мгновенной остановке автомобиля в результате столкновения или наезда на препятствие перелом позвоночника – нередкое явление. Очень часто травмируется шейный отдел. Причина – резкий наклон головы вперёд и вниз, после чего следует столь же стремительное откидывание назад. При таких нагрузках позвоночник просто не выдерживает. Наиболее опасной позой считается сидение с сильно согнутой спиной, а фактором риска можно назвать подголовник, особенно если он неправильно отрегулирован (не тот наклон, большая высота подъёма).

Читать еще:  Шокирующие дтп со смертельным исходом

Непристёгнутый ремень многократно увеличивает вероятность получения тяжёлых травм, угрожающих жизни или приводящих к обездвижению тела – одной из наиболее неприятных видов инвалидности. В этом же списке находятся и рёбра, перелом которых случается из-за удара о руль (чаще всего), о переднюю панель, о спинку сидения (редко).

Диагностирование таких повреждений связано с опросом пострадавших – о наличии травм позвоночника, включая шейный отдел, свидетельствует сильная боль при практически любых движениях, затрагивающих этот орган – поворотах тела, наклонах головы, движениях руками. Внешние проявления встречаются редко. Важно добиться от травмированного как можно более точного описания болевых ощущений, что позволит локализовать место получения повреждений.

Перелом шейного позвонка при столкновении

В случае перелома рёбер при контакте с рулём или торпедой они могут быть вдавлены внутрь, вызывая повреждения внутренних органов.

Даже пристёгнутый ремень безопасности может стать причиной получения травм, но в этом случае страдают преимущественно мягкие ткани в виде ушибов/порезов.

Травмы внутренних органов

Как и в случае закрытых переломов, внешне травмы внутренних органов не идентифицируются. Поэтому основной метод диагностирования подобных проблем, как и в предыдущем случае – это жалобы травмированных. Как правило, при повреждениях внутренних органов кровотечения – обычное явление, со временем они могут себя проявить в виде гематом, но не обязательно сразу. Обычно раненный жалуется на боли в животе, которые со временем становятся всё ощутимей и имеют тенденцию распространяться на всё большие области тела. Проявлением травм органов брюшной полости могут быть тошнота, сопровождающаяся рвотными рефлексами, побледнение кожного покрова, ощущение слабости, упадок сил.

Такие травмы при ДТП получают при ударах о руль, о передние спинки сидений, когда человека выбрасывает за пределы автомобиля. Иногда повреждения внутренних органов – следствие неправильно надетого ремня безопасности.

Повреждения конечностей

Согласно статистике, ноги при авариях страдают чаще, чем верхние конечности. Поскольку основной причиной получения таких травм являются удары о нижнюю часть торпеды или о педали управления, можно говорить, что ноги травмируют преимущественно сидящие впереди. Для задних пассажиров статистика обратная – чаще страдают именно руки. Зачастую в результате деформации автомобиля при столкновении пострадавшего невозможно вытащить из машины именно из-за застрявших ног. Переломы в таких случаях – далеко не наихудший вариант: в результате длительного сдавливания мягких тканей вместе с кровеносными сосудами происходят их некротические изменения, имеющие необратимый характер, и после освобождения из такого плена конечность приходится ампутировать.

Если удар оказался очень сильным (что неизбежно при лобовых столкновениях, когда, несмотря на усилия конструкторов, двигатель может проникнуть в салон), ногу может просто оторвать.

Водитель рискует даже при относительно несильных ударах получить травмы пальцев рук и кисти в результате ударов о руль. Переломы предплечий и локтевых зон случаются в основном не при фронтальном, а боковом ударе, когда автомобиль опрокидывается. Такие же травмы характерны для пассажиров, выпавших из салона.

Сочетанные травмы

Хотя этот вид повреждений указан обособленно, серьёзные аварии практически всегда приводят к получению множественных травм, и в этом случае как раз и употребляется данный термин, изначально не несущий в себе никакой конкретики. ДТП, при которых пассажиров выбрасывает из автомобиля, не обходятся без сочетанных травм, их вероятность близка к максимуму при неиспользовании ремня безопасности.

Трудность диагностирования в таких случаях заключается в том, что пострадавший сможет описать только те повреждения, боль от которых самая сильная. То есть имеет место быть эффект поглощения – более слабые болевые ощущения отходят на второй план и практически не воспринимаются, хотя по степени тяжести и последствиям могут быть гораздо опаснее.

При сочетанных травмах резко возрастает вероятность получения болевого шока с потерей сознания. Опасность таких состояний заключается и в обильной кровопотере, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

Классификация травм по их тяжести

Степень тяжести полученных при аварии повреждений – первостепенный фактор. От правильной идентификации, насколько сильную травму получил пострадавший, во многом зависит возможность спасти его и при этом свести к минимуму отрицательные последствия ДТП (например, получение инвалидности).

Задача это непростая, особенно если оказывающий помощь – не медицинский работник. С этой точки зрения может пригодится изучение таблицы степени тяжести травм при ДТП в корреляции с последствиями для здоровья в средне- и долгосрочной перспективе:

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.
Читать еще:  Как получить с виновного дтп компенсацию ущерба

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Должен знать каждый водитель: все виды дорожно-транспортных происшествий

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.
Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

Как подразделяются ДТП?

В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Наезд

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

Падение пассажира

Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

Бесконтактное ДТП

Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

Иные случаи

Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

Классификация по тяжести последствий

Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

  • со смертельным исходом;
  • с телесными повреждениями;
  • с материальным ущербом;
  • смешанный тип.

Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 г. N 346н обязует учреждения по судебно-медицинской экспертизе производить действия в строгой последовательности и в полном объёме, чтобы определить степень тяжести травм при авариях.

При получении телесных повреждений лицо считают раненым. При этом ранение предполагает госпитализацию минимум на одни сутки или амбулаторное лечение, точнее его необходимость.

Лёгкие повреждения определяются краткосрочным расстройством здоровья, которое ограничивает трудоспособность пострадавшего не более, чем на 5%.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.08 г. N 194н устанавливаются критерии вреда здоровью средней и тяжёлой степени. Средние повреждения, в отличие от тяжелых, не представляют угрозы для жизни и предполагают долгое расстройство здоровья (более 21 дня). Повреждения тяжёлой степени характеризуются стойкой потерей трудоспособности.

Смертельный исход фиксируется, если смерть наступила непосредственно на месте аварии или в амбулаторных условиях в течение 7 последующих суток. Последствия ДТП считают особо тяжкими, если погибших не менее 4 или раненых больше 15 человек.

Материальный ущерб может затронуть любую часть инфраструктуры дорожного движения. Он выражает сумму ущерба от повреждений ТС, грузов, дорожного покрытия и сооружений, стоимость прочих услуг, которые использовались на месте ДТП.

Следует отметить, что невиновность водителя ТС в некоторых случаях доказывается в порядке судебного заседания на основании материалов дела. При этом часто манипулируют термином «ограниченная видимость».

При несоответствии расстояния видимости нормативным требованиям или в результате неудовлетворительных метеоусловий решение Суда может быть изменено с поправкой на фактический результат расследования.

Подробнее о методиках служебного расследования ДТП можно узнать тут.

Под понятие дорожно-транспортного происшествия (ДТП) попадают только ситуации, возникшие при движении машины. В этом случае негативные последствия наступают всегда в виде причинения различных травм или смерти, а также материального ущерба.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Классификация дтп по степени тяжести последствий

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), сопровождающиеся материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД. Остальные группы ДТП отнесены
к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.
При ДТП, как правило, причиняется вред и встает вопрос о его возмещении.
Классификация ДТП
Дорожно-транспортные происшествия классифицируются по видам (столкновение, опрокидывание и др.) и по степени тяжести последствий (ДТП, повлекшие материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие и т.д.).
Для участников ДТП важно, как оно будет квалифицировано.
Понятие ДТП и другие термины
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2. Закона «О безопасности дорожного движения»).
В этом определении важно каждое слово. Более того, для него необходимы дополнительные определения: что такое «дорога», «ранены», «погибли»…
Если человек погиб на месте ДТП — это одно, а если он умер на следующий день? через неделю? через месяц?
В п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий есть и другие определения, поясняющие понятие ДТП:
• «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
• «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
• «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке (например, лицо, управляющее автомобилем на
основании доверенности);
• «погибший» — лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток;
• «раненый» — лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.
Таким образом, на основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП:
• ДТП возможно только при участии транспортных средств;
• в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;
• возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;
• ДТП всегда имеет вредные последствия.
Классификация ДТП по видам
Различают 9 видов ДТП: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животное, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, прочие происшествия.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой, либо с подвижным составом железных дорог, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т.д.)- столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за применения неправильных приемов управления.
Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП
квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет. Например, о препятствия — столб, дерево, ограждения, куча строительных материалов и т. п.
Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, либо человек натолкнулся на движущееся транспортное средство, либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего
за габариты транспортного средства.
К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.
Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором одно движущееся транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.
Прочие происшествия — к ним относят:
• падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
• наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.);
• наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
• падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения;
и др.
Для того чтобы лучше уяснить, какого вида ДТП произошло, приведем несколько примеров.
При столкновении грузовика и автобуса из кузова грузовика выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. ДТП квалифицируется как столкновение.
Автобус наехал на бордюрный камень, от толчка в салоне упал пассажир и получил телесные повреждения. ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.
Водитель не справился с управлением и совершил наезд на человека, косящего траву в полосе отвода дороги. ДТП квалифицируется как прочие происшествия, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.
Классификация ДТП по степени тяжести последствий
В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:
• материальный ущерб;
• легкие телесные повреждения;
• телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;
• смерть потерпевшего;
• особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).
Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.
Степень тяжести вреда здоровью
Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.
Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасность вреда здоровью для жизни человека;
• длительность расстройства здоровья;
• стойкая утрата общей трудоспособности;
• утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
• утрата зрения, речи, слуха;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);
• психическое расстройство.
Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
Стойкая утрата общей работоспособности
С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).
Легкие телесные повреждения
Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (пп. 47—49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью)
• кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня,
• либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).
Телесные повреждения средней степени тяжести
Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44— 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).
Тяжкие телесные повреждения
Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
• опасный для жизни вред здоровью;
• потеря зрения, речи, слуха;
• потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
• неизгладимое обезображение лица;
• расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство.
Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector