Как сделать споттер из сварочного аппарата
Как сделать споттер своими руками по чертежам
Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля. Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат. Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.
Споттер, его применение и конструкция
Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.
В частности, он используется в таких целях:
- рихтовка кузова;
- выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.
Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля. При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу. Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.
Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.
Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.
Выглядит это следующим образом:
- обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
- ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.
Самый простой споттер имеет 2 режима:
- временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
- сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.
Точечная сварка на основе инвертора
Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.
Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.
Инверторное устройство
Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.
Включает она в себя следующие элементы:
- инверторная сварка;
- реле трёхстороннее.
Для того чтобы собрать его, понадобятся такие детали:
200 вольтовый тиристор;
- трансформатор, который регулирует напряжение и понижает его до 12 вольт;
- реле (30 ампер);
- диодный мост;
- контактная группа;
- кнопка для управления.
С помощью диодного моста происходит подключение трансформатора к сети, а к мосту подсоединяется тиристор.
Споттер работает по следующему алгоритму:
нажимается кнопка питания, запускается конденсатор и на незначительное время тиристор и резистор;
- в последующем с помощью диодов подаётся напряжение на трансформаторную обмотку;
- дальше электрод (направляющая) сваривается с поверхностью автомобиля;
- при разрядке конденсатора закрывается тиристор, а трансформатор теряет ток;
- работа аппарата завершена, и только конденсатор продолжает заряжаться от трансформатора для дальнейшей работы.
В качестве альтернативы тиристоры и диодный мост заменяются симистрами. Конструкцию самодельного споттера необходимо тщательно рассчитать для его правильной работы. Он должен работать без перебоев даже с минимальными вложениями.
Необходимые материалы для работы
Для сбора аппарата нужно до 40 кубических сантиметров металла. По периметру тиристора перегревы случаются редко, чаще всего они возникают после кабеля. Шток устройства тоже может сильно нагреваться, поэтому желательно его делать из латуни.
Кабель аппарата должен быть с сечением 70 кв. миллиметров, а для длины молотка его достаточно 2 метров. Также необходимо обустроить импульсное управление.
Для начала следует вместе с медной шиной обмотать трансформатор вторичной обмоткой. Она может быть и алюминиевая. После этого нужно ещё два раза намотать слои обмотки. В результате должна получиться обмотка на 250 квадратных миллиметра (5 обмоток с шестью витками).
Также необходимо уделять большое внимание внешней части молотка (электрода). Как правило, в качестве рукоятки используют строительный пистолет для клея, а провод для него требуется термоизоляционный. Следует учитывать и то, что при работе изоляционная обмотка будет стягиваться.
Технические характеристики
Обратный молоток для кузовного ремонта, изготовленный из инвертора, имеет ряд особенностей. Технические характеристики у разных моделей могут отличаться, но функции и назначения у них похожи.
И у самодельного, и заводского устройства, которое имеет промышленное назначение, есть свои важные функции:
крепление шайб к поверхности с помощью споттера;
- сварка происходит точечно с помощью электрода, который и вытягивает поверхность автомобиля;
- наличие возможности прогревания деталей, их выравнивание и охлаждение;
- простая конструкция аппарата делает его удобным в использовании;
- два режима работы — один кратковременный с регуляцией времени, а второй постоянный;
- наличие автоматической системы регулировки температуры, которая заключается в отключении прибора и охлаждении детали при высокой температуре, а также включении сварки при необходимости.
Технические характеристики самодельного устройства следующие:
наличие напряжения в сети 220 вольт для соответствующей работы аппарата;
- частота работы 50 Гц.;
- максимальная мощность 10 кВт;
- максимальный ток 1250 А;
- вторичная обмотка должна иметь максимальное напряжение 9 В ;
- установленное время до 1.1 секунды;
- два режима работы: один для точечной сварки с таймером, а второй постоянный, для обычной;
- при точечной сварке максимальная сила тока должна быть не более 15 процентов от максимальной при сварке металла;
- при угольной сварке максимальный процент не должен превышать 75%;
- игла споттера и его шайба должны иметь силу тяги от 100 килограмм для нормальной работы;
- размеры изделия 295х830х375 миллиметров;
- максимальный вес всего устройства — 31 килограмм.
Как работать споттером с металлом
Есть технология работы таким аппаратом, которая используется мастерами уже длительное время. Она применяется для кузовных работ по автомобилю, устранению деформированных частей в труднодоступных местах. Как правило, подобные работы проводятся с дверьми автомобиля и его крыльями для того, чтобы не снимать такие детали полностью. Технология может применяться везде, где есть деформация поверхности внутрь.
Иногда начинающие мастера интересуются тем, как сделать самодельный аккумулятор и споттер. Точечная сварка из аккумулятора выполняется с помощью поступления тока в электрод, сваривания его с поверхностью, выравнивания поверхности пистолетом и простукивания молотком периметра вокруг повреждённого участка для его фиксации на нужном месте. Благодаря такому способу деформированную часть можно быстро выровнять и поставить в исходное положение. Втягивать нужно аккуратно.
После выравнивания деформированная поверхность шлифуется до того момента, когда сварочные точки от крепления будут удалены, а поверхность станет гладкой. Не нужно забывать об обязательном заземлении устройства. Также с аккумулятора должна быть снята минусовая клемма.
Технология работы со споттером выглядит так:
повреждённую поверхность необходимо зачистить до первого появления «голого» металла;
- к деформированной поверхности прикрепляется минусовой контакт;
- электрод сваривается с рабочей поверхностью;
- вытягивание повреждённой поверхности на нужное место;
- приваренный электрод удаляется с поверхности вращательными движениями;
- зачистка поверхности от работы сварки и её подготовка к шпаклёвке.
Для работы с таким устройством, независимо от того, заводское оно или самодельное, необходимо иметь минимальный опыт работы со сваркой. Важным является соблюдение правил работы с подобным прибором. Это позволит рихтовать повреждённую поверхность быстро, качественно и, главное, безопасно. Споттер — это незаменимый инструмент для деформированных поверхностей автомобиля, которые требуют точечного ремонта. Такой аппарат можно собрать самому и не тратить деньги на дорогие заводские модели.
Переделка сварочного трансформатора
Прочитав инструкцию по сборке, можно узнать, как сделать сварочный аппарат точечного предназначения из трансформатора. Подобные чертежи можно найти в интернете на специализированных форумах.
Необходимо отметить, что напряжение обычного трансформатора как минимум 70 В, а для точечного применения этот показатель не должен превышать 6−9 В.
Для того чтобы переделать под нужные параметры, в трансформаторе требуется сделать новую обмотку или переделать старую. Если старая обмотка изымается, то её можно потом использовать в низковольтных устройствах.
Сварочные трансформаторы могут быть разных типов:
Преимущество последних в маленьком весе, но их переделка требует больших трудозатрат. Необходимое сечение обмотки применяется в связи с получаемым током. Споттер должен иметь напряжение не менее тысячи ампер.
Если плотность тока составляет 8 ампер на кубический миллиметр, площадь сечения провода не должна быть меньше 120 мм³. Работать с такими показателями очень сложно, поэтому если не будет длительного использования аппарата, то сечение можно уменьшить не менее чем 80 мм³. Его можно получить, если сложить вместе несколько проводов меньшего сечения. Для удобства использования такие провода следует скрепить между собой изолентой.
Для начала требуется определить количество витков. Для этого нужно сделать пробную обмотку с помощью обычного изолированного провода. После этого включается трансформатор и проверяется напряжение в пробной обмотке. Полученное напряжение необходимо поделить на количество витков. Это число будет показывать количество витков для напряжения в 1 В. Поскольку трансформатор следует переделывать на 6−9 В, требуется это число умножить на нужное напряжение.
В зависимости от полученных габаритов шины определяется возможность её размещения на трансформаторе. Если новая обмотка не помещается, необходимо удалить старую. Монтировать её нужно аккуратно, стараясь не повредить остальные детали трансформатора.
Месторасположение обмотки зависит от вида сердечника. Если использовать тороидальный или броневой трансформатор, вопроса о месте его расположения, как правило, не возникает.
Сделать споттер самостоятельно несложно, главное — терпение и желание. Необходимо также тщательно изучить инструкцию по сборке и эксплуатации. Таких материалов в интернете достаточно много.
Как своими руками сделать споттер из инвертора
Споттер представляет собой аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Это оборудование широко используется при выполнении рихтовки и восстановлении кузова автомобиля. Благодаря простоте конструкции таких аппаратов сделать своими руками споттер не составит особого труда.
Необходимо лишь использовать качественный инвертор, на основе которого выполняется сварочное оборудование.
Особенности применения
Если изначально споттеры использовались лишь при выполнении различных кузовных работ с автомобилями, то сегодня благодаря универсальности этого оборудования имеется возможность его использования в быту для качественной точечной сварки. С помощью самостоятельно изготовленных сварочных аппаратов выполняются всевозможные металлоконструкции, заборы из арматуры, осуществляется правка поверхностей кузовных панелей без необходимости разборки обшивки.
Основным назначением споттера является именно ремонт и восстановление кузовных панелей автомобилей. В том случае, когда выровнять детали изнутри невозможно, а их демонтаж представляет определенные сложности, используются споттеры, позволяющие выполнять качественную сварку, которая в последующем будет отлично защищена от появления коррозии.
Принцип работы
На сегодняшний день существует несколько вариантов электрических схем споттеров, которые изготавливаются из инвертора, трансформатора и старого аккумулятора. Самодельные аппараты функционируют по принципу молотка, позволяя вытягивать кузовные элементы без локальной покраски, а качество точечной сварки при использовании рабочего пистолета позволяет обеспечить максимально надежную и долговечную фиксацию кузовных элементов.
Самодельный споттер имеет несколько режимов работы:
- Сварочный режим, с использованием угольного электрода, когда вся работа выполняется на минимальной мощности.
- Кратковременный режим, при котором направляющую закрепляют с помощью специальных колец и вытягивают металл при его точечном разогреве.
Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели аппаратов для точечной сварки, которые выполнены на базе инвертора. Такие устройства имеют специальный дополнительный пистолет, с помощью которого осуществляется точечный разогрев соединяемых металлических элементов.
Устройство на базе инвертора
Самодельные аппараты точечной сварки, выполненные на основе сварочного инвертора, отличаются простотой конструкции, имеют необходимую для работы с большинством металлов мощность и с легкостью могут быть изготовлены своими руками.
Простейшие споттеры могут состоять из следующих элементов:
- Корпус инвертора.
- Кабель.
- Острый пруток или электрод.
- Пистолет стаддер.
Проще всего изготовить такой аппарат для контактной сварки используя инверторы, к которым через кабель крепят сварочный пистолет. Можно использовать как уже готовые покупные пистолеты стаддеры, так и изготовить их самостоятельно на базе металлического пистолета для герметика.
Преимущества самостоятельно изготовленных споттеров:
Возможность вытягивания металлических деталей без повреждения оригинального лакокрасочного слоя.
- Удобство в эксплуатации.
- Универсальность применения.
- Возможность выполнения осадки металла с использованием графитовых электродов.
- Наличие двух и более режимов выполнения сварочных работ.
- Простота конструкции.
- Доступная стоимость используемых компонентов.
Можно найти различные схемы изготовления инверторных споттеров. Можно подобрать как простейшие модели, которые предназначены для их бытового использования, так и профессиональные установки, сочетающие мощность, универсальность применения и расширенные возможности.
Для самостоятельной сборки аппарата потребуются следующие компоненты:
Контактная группа на 220 Вольт.
- Диодный мост.
- Реле управления на 30А.
- Трансформатор, который понижает напряжение на 12 Вольт.
- Тиристор на 200 Вольт.
- Кнопки управления.
Подключение к сети осуществляется при помощи диодного моста и трансформатора. Тиристорная цепь и контактная диодная группа в инверторе повышает напряжение, после чего ток подается по кабелю на рабочий сварочный пистолет.
Используемый транзисторный диодный блок должен выдерживать максимально высокие показатели выходной силы тока, которые достигают 1500 Ампер. Управлять мощностью выходного сварочного тока можно при помощи шины, которая устанавливается вместо вторичной обмотки.
Несмотря на кажущуюся сложность, даже начальных навыков чтения электросхем и работы с радиодеталями будет достаточно для самостоятельного изготовления споттеров, которые могут использоваться не только в быту, но и для выполнения различного рода кузовных работ.
Необходимо лишь подобрать качественную схему исполнения аппарата для контактной сварки, и в последующем полностью придерживаться имеющейся на руках документации.
Корпус и кабели
Коробку изготовленного самостоятельно споттера можно выполнить из подручных металлических материалов. Проще всего использовать для этой работы корпус от старого компьютера. Наличие работающего вентилятора будет дополнительным плюсом, что позволит снизить температуру, позволяя улучшить продолжительность работы устройства без его отключения на обязательное охлаждение.
Внутри корпуса необходимо установить несколько вентиляторов, которые работают от 12 Вольт и позволяют осуществлять качественное охлаждение силовой части инвертора. Проще всего использовать компьютерные вентиляторы, которые напрямую подключаются к блоку управления и работают постоянно или по сигналу от температурных датчиков.
Наличие внутри корпуса компактных вентиляторов позволяет продлить время непрерывной работы устройства при максимальных показателях мощности.
Сварочные кабели лучше всего использовать уже готовые покупные с сечением не меньше 1 миллиметра на 10 Ампер мощности максимальных показателей тока. Для массы используют кабели с длиной не более 150 сантиметров, а рабочий провод выполняется не длиннее 250 сантиметров. В противном случае может отмечаться потеря силы тока, что отрицательно сказывается на работе аппарата и качестве сварки.
На обоих концах кабеля крепят резьбовые соединения для фиксации сварочного пистолета и подключения его к инвертору. Качеству соединения следует уделить должное внимание, так как от этого зависят потери силы сварочного тока. На обратной стороне силового кабеля для массы устанавливают быстрозажимный зажим или используют клеммы с резьбовым креплением.
Выполнение рабочего пистолета
Основным рабочим элементом споттера является сварочный пистолет, который позволяет осуществлять точечный разогрев металла. Если планируется постоянно использовать оборудование, то предпочтительно приобрести уже готовый заводской пистолет, который отличается простотой конструкции, надежностью и долговечностью. Если же споттер изготавливается для нерегулярного использования, то вполне по силам собрать рабочий пистолет из подручных приспособлений.
Проще всего выполнить его из монтажного клеевого пистолета, к которому приделывают надежную и удобную ручку из текстолита или других непроводящих ток материалов. В клеевом пистолете делаются соответствующие отверстия для направляющих, к которым в последующем фиксируется используемый электрод. Кабель от инвертора подключается к пистолету и при нажатии на спусковой крючок происходит подача короткого мощного импульса.
Кронштейн-держатель, который фиксирует сварочный электрод, выполняется из медной трубки прямоугольного или квадратного сечения. В качестве электродов используют медные прутки с диаметром 8—10 миллиметров.
Можно найти различные схемы и варианты изготовления пистолета для контактной сварки, которые подразумевают смену электрода без разборки выполненного устройства.
Сборка обратного молотка
Одним из преимуществ использования споттера является быстрая замена рабочих инструментов, что расширяет функциональные возможности такого оборудования. Для выполнения рихтовочных и сварочных кузовных работ используется обратный молоток или как его еще называют по-другому инопуллер. Изготовить своими руками простейший обратный молоток не составит труда. Выполняют его на основе металлического монтажного пистолета.
От старого монтажного пистолета отрезается часть, которая держит баллон с герметиком и монтажной пеной. На освободившуюся площадку приваривают три прутка, диаметром не более 10 миллиметров. К свободным концам прутков фиксируют сваркой кольцо, которое делается из прутка с сечением 6—10 миллиметров. Диаметр кольца не должен превышать 100 миллиметров.
У штока пистолета обрезают упоры и изогнутую часть. Вместо них приваривается крепление, к которому в последующем подсоединяют кабель от сварочного инвертора. Крепление кабеля можно выполнить при помощи двух гаек и болта с резьбой в М10.
С помощью обратного молотка может осуществляться высококачественная точечная сварка и рихтовочные работы без повреждения оригинального лакокрасочного покрытия.
При желании можно приобрести уже готовые обратные молотки, которые различаются диаметром рабочего органа и предназначены для использования на споттерах с различной мощностью.
Споттер из сварочного аппарата
Проще всего изготовить своими руками споттер из сварочного аппарата. В таком случае потребуется лишь дооснастить агрегат тиристором и диодом с требуемыми параметрами, что позволит осуществлять импульсную сварку. Дополнительно сварочный аппарат может оснащаться втягивающим реле, которое позволяет регулировать мощность подачи импульса.
Споттер из сварочного аппарата выполняется в полном соответствии с имеющейся схемой, а всё что останется сделать — это приобрести или изготовить самостоятельно рабочий пистолет и обратный молоток. Отдельные схемы исполнения споттера подразумевают возможность переключения режимов работы, когда используемый инвертор может работать как классический сварочный аппарат, так и устройство для точечной сварки.
Сделать споттер своими руками не составит особой сложности. Выполнить такое устройство для контактной точечной сварки можно из инвертора или старого сварочного аппарата. Необходимо лишь иметь на руках качественную схему, по которой будет выполняться сборка аппарата. Изготовить используемые рабочие пистолеты и обратные молотки можно из приспособлений для распыления монтажной пены и герметика. Выполнение такого оборудования своими руками позволит существенно сэкономить на покупке техники, изготовленной промышленным способом, при этом функциональные возможности самодельного оборудования не будут отличаться от дорогостоящих покупных агрегатов.
Как своими руками собрать споттер из сварочного аппарата
Споттер (spot с английского – место, точка) – это устройство для сварки по точкам, оно активно используется в процессе работ по рихтовке автомобиля. Кузовные работы требуют от исполнителя предельной точности и воссоздания изначальной геометрии элемента. Необходим специальный инструмент для создания идеального внешнего вида. Рихтовщики часто применяют споттеры, которые помогают без демонтажа вернуть изначальное состояние детали. Аппарат относительно дорогостоящий, но возможно изготовить споттер своими руками.
Особенности применения споттера
Аппарат в работах по рихтовке применяют для:
- корректировки поверхности кузова без демонтажа;
- сварки кузовных элементов.
Особенно удобен и эффективен аппарат для воздействия на участки или детали машины со скрытым либо неудобным расположением. Споттер применяется при невозможности использовать альтернативные методы рихтовки из-за ограниченного доступа к повреждённой области.
Принцип работы инструмента сводится к нескольким основным этапам:
- Зачистка повреждённой области от лакокрасочного покрытия, шпаклёвки, остатков грунтовки и т. д.
- Приваривание особых деталей крепежа к деформированному участку.
- За фиксатор зацепляют инерционный молоток, им выравнивают металл.
Полезное свойство устройства – способность прогревать деталь. В процессе нагрева и остывания быстрее и эффективнее восстанавливается форма и жёсткость.
Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата
Как работает споттер?
В устройства задействуется инвертор, но также используется аккумулятор и трансформатор для споттера. В основе инструмента лежит принцип работы молотка, он воздействует на одну точку, единственным отличием является обратная направленность эффекта.
Стандартный пример работы:
- обратный молоток – это направляющая и утяжелитель на ней, который прикрепляется к деформированному участку;
- тяжёлая шайба движется по направляющей в сторону, противоположную вмятине. Инструмент обеспечивает расправление металла по точкам.
Стандартное электрическое приспособление для рихтовки способно работать в двух режимах:
- непродолжительный. Направляющая фиксируется в желаемом месте с помощью колец;
- сварочный. Для сварки установка переводится на минимальные показатели мощности и вставляется угольный электрод.
Споттер своими руками на основе инверторов
Существует ряд схем, по которым изготавливается самодельный споттер. Споттер из сварочного аппарата своими руками является самым известным и простым в исполнении методом изготовления установки. Чертёж споттера из инвертора распространён в сети в различных модификациях, популярность обусловлена высокой мощностью установки.
Собрать споттер своими руками из сварочного аппарата
Аппарат причисляют к разновидностям контактного вида сварки, для использования не требуются клещи. По указанному параметру споттер сравним с электродуговой сваркой, где ток проходит через корпус авто. Клемму «минус» фиксируют на кузове, а в роли контакта на «плюс» будет использоваться насадка и шток.
Схема инверторного споттера
Самодельный споттер своими руками, который собирается из полуавтомата, требует использование двух основных запчастей:
- реле тиристора;
- сварочного инвертора.
Своими руками собрать самый простой споттер легко при наличии:
- трансформатора, он призван снижать напряжение до 12 В, его требуется установить для управления реле через кнопку;
- тиристора 200 В;
- реле 30 А;
- диодного моста;
- переключателя контактов на 220 В;
- кнопки для регулировки работы.
Мост из диодов включается в сеть до трансформатора. К мосту подключают тиристор от реле. Трансформаторная установка пригодится для питания ветки управления в цепи тиристора.
Схема инверторного споттера
Споттер своими руками из полуавтомата имеет следующую схему:
- Когда произойдёт нажатие на кнопку управления S3, активируется разряжение конденсатора C1, кратковременно активируется резистор R1 вместе с тиристором V9.
- Напряжение поступает на обмотку трансформатора через блок диодов Д232.
- Запускается процесс сварки кузова посредством электрода.
- Когда конденсатор C1 потеряет заряд, закрывается тиристор и напряжение с трансформатора перенаправляется.
- После обесточивания обмотки процесс сварки завершается, теперь конденсатор С1 переходит в режим накопления энергии от трансформатора T1.
Если перед тем как сделать споттер своими руками, не удалось найти мост диодов и тиристор, есть возможность их замены симисторами.
Для качественной работы споттера на основе автомата важно тщательно продумать конструкцию и схему устройства. Даже дешёвые устройства должны соответствовать минимальным требованиям к установке.
Материалы
Споттер из сварочного аппарата потребует наличие материалов и инструментов для создания установки. Необходимо листовое железо 35-40 см2, так как сделать споттер без него не получится из-за риска перегрева. Температура на самодельном оборудовании повышается только в местах после кабеля, дополнительно сильный нагрев наступает на штоке из железа в диаметре 16 мм. Для снижения температуры на штоке предпочтительно использовать латунь.
Сварочный трансформатор под споттер, предназначенный для точечных работ, несколько отличается от классической конструкции
Характеристика силового кабеля определяется в зависимости от мощности споттера, но предпочтительно выбирать 70 мм2 и больше. Провод на массу лучше взять длиной 1,7 м, а для подключения молотка – 2,1 м. Споттер своими руками из аккумулятора желательно оснащать управлением с посредством импульсов через тиристор ТЧ-40.
Изначально наружная обмотка трансформатора наносится с помощью шины из меди с размерами 6, 5, 4 на 3-м слое обмотки. Допускается при использовании батареи заменять провод на алюминиевый. На вторую обмотку наносится дополнительно ещё две. В конце работ аппаратура на основе аккумулятора должна получиться из алюминия или меди с площадью 250 мм2 (5 обмоток по 6 витков).
Важно обращать внимание не только на функциональность установки, но и на удобство эксплуатации. Конструкция инерционного молотка создаёт условия для безопасного и лёгкого использования аппарата. Преимущественно используется запчасть клеевого пистолета.
На силовой кабель обязательно накладывается слой термоизоляции и провод для коммутации. Термоизоляцию стоит накладывать с запасом, так как при нагреве она стягивается и участок может оголиться.
Ключевые функции и технические характеристики споттера
Независимо от рода устройства: заводская (используется в промышленности) или самодельная конструкция, у них одинаковые функции:
- сваривание элементов корпуса с использованием ремонтных шайб;
- точечная сварка электродом из металла. Штырь подбирается прочный, чтобы с его помощью удалось вытянуть корпус;
- способность нагревать детали корпуса посредством электрода углеродного типа и резко охлаждать основу. Подобная функция способствует созданию осадки металла;
- за счёт двух режимов работы улучшается эффективность и простота применения устройства. При активации первого режима наступает стабильная работа, он предназначен для использования с углеродным электродом. Второй режим подразумевает непродолжительное включение, время активности выставляется вручную. Используется вместе с железным электродом, нередко применяется для установки шайб;
Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали
В аппарат встроена охладительная система и термостат для деактивации в случае сильного нагрева. Отключение и включение выполняется автоматически при достижении установленных отметок.
Базовые характеристики споттеров:
- напряжение в сети питания для правильной работы установки – 220 В (иногда 380 В);
- частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
- предельная мощность аппарата – 10 кВт;
- сила тока в режиме максимальной нагрузки – 1300 А;
- напряжение во 2-м слое обмотки сварочной установки – 8-9В;
- диапазон времени активности – от 0 до 1,2 с;
- 2 режима работы: с включением таймера (для сварки по точкам) и непрерывная работа в стандартном режиме и темперировании;
- производительность при установке режима точечной сварки при соотношении с предельной мощностью на выходе – 15%;
- производительность в случае использования угольной сварки в отношении к максимальной мощности на выходе – 75%;
- усилие на разрыв иглы – свыше 100 кг;
- тяговое усилие в отношении шайбы – свыше 100 кг;
- габариты конструкции – 380х290х840 мм;
- масса – 32 кг.
Как сваривать детали с помощью споттера?
Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками. Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек. Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.
Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения
Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.
После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.
Технология работы со споттером:
- Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
- К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
- Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
- При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
- Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
- Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
- Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.
Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.
Советы специалистов
Мастера с опытом выполнения кузовных работ рекомендуют:
- следить за заземлением корпуса – это обязательная мера безопасности. От аккумулятора следует отключать клемму «минус»;
- дополнить схему споттера вспомогательными элементами цепи для предотвращения перегрузки и повышения мощности;
- при желании рихтовать аппаратом силовые элементы авто выбор отдавать более мощным аппаратам. В них устанавливается стальной прут вместо электрода.
Собственноручно создать споттер несложно при наличии всех материалов и времени, только важно продумать расположение и тип элементов схемы. Простейшее устройство позволяет рихтовать авто в гараже, но на производствах его будет недостаточно.
Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками?
Время чтения: 8 минут
Большинство современных СТО применяют для кузовного ремонта споттеры — компактные аппараты, способные исправить множество дефектов кузова в виде вмятин или выбоин. Также споттер можно встретить в гараже у частного мастера или дачного умельца, самостоятельно занимающемся ремонтом своего авто. Споттер — это крайне полезная вещь и в хозяйстве, и в мастерской.
В этой статье мы расскажем, что такое споттер и как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками. Вы также узнаете, насколько целесообразна сборка самодельного споттера и какие у него преимущества перед заводскими аппаратами.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Споттер — это сварочный аппарат, применяемый при кузовном ремонте. По своей сути споттер очень схож с точечной сваркой, однако внешне это два совершенно разных аппарата. У точечной сварки есть два металлических электрода, между которыми помещается листовой металл. В случае со споттером технология другая. Давайте рассмотрим ее подробнее.
У споттера есть два вывода: масса и провод с рабочим «пистолетом». Массу нужно присоединить к кузову авто (не забудьте заранее достать из машины аккумулятор). На конце «пистолета» есть специальный фиксатор, куда можно установить специальную насадку. При нажатии кнопки на рабочем «пистолете» начинается подача сварочного тока. В процессе место сварки начинает постепенно нагреваться. Сопротивление возрастает, и металл начинает плавиться в определенной зоне. При этом весь остальной кузов не перегревается. Происходит прихват металла, который затем можно вытянуть.
Объясним проще. Споттер нагревает не всю деталь, а только определенную точку (как в случае с точечной сваркой). Нагрев небольшой, чуть меньше температуры плавления металла. Крепежная насадка прижимается к поверхности металла и в момент сопротивления она надежно присоединяется, благодаря чему затем можно вытянуть ту же вмятину в обратную сторону. Позже насадку можно легко отсоединить от металла.
От точечной сварки здесь и нагрев, и усилие. Нагрев осуществляется аппаратом, а усилие — мастером, который прижимает насадку к металлу. Поэтому такой вид сварки называются не точечной, а сваркой сопротивлением.
Есть две разновидности споттеров: инверторные и трансфораторные. Трансформаторный споттер можно сделать в домашних условиях из трансфоратора. А вот инверторный споттер можно собрать только в заводских условиях. Поскольку при его конструировании используются сложные дорогостоящие компоненты.
КАК СДЕЛАТЬ СПОТТЕР
Чтобы сделать работающий споттер своими руками из сварочного аппарата вам понадобится работающий трансформатор. Поиск трансформатора— не такая уж сложная задача. Его можно достать из старого полуавтомата/инвертора или купить с рук на онлайн-досках объявлений. Лучший вариант — это найти трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.
Перейдем к сути. Для начала нужно снять вторичную обмотку, если у трансформатора их две. Далее намотайте на первичную обмотку пару витков проволоки из меди и с помощью тестера определите, сколько вам нужно намотать витков для 1 Вольта. В нашем случае понадобится 1.5 витка или 3 витка на 2 Вольта соответственно. Тестером мы замеряли вольтаж и разделяли на кол-во витков.
Теперь из вторичной обмотки вам нужно сделать шину. Ее можно смотать от самого трансформатора. В нашем случае шина сечением 40мм2. Мы ее растянули с помощью гидравлического инструмента, чтобы получилась прямая ровная шина.
Применяемая нами шина будет иметь сечение 160мм2 после того, как сложить ее в 4 раза. При этом после намотки мы получим около 5-6 Вольт. Нам этого достаточно. Разрубите шину на четыре куска и соедините. Для соединения можно использовать матерчатую изоляционную ленту. На все у нас ушло около 6 рулонов изоляционной ленты. Саму изоляцию лучше делать в несколько слоев. Например, сначала изолента, затем малярный скотч, затем снова изолента.
Теперь шины нужно намотать на трансформатор. Это непростая задача, можете использовать подручные инструменты. Учтите, что сделать плотную обмотку не получится, но это не страшно.
На этом этапе вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой нехватки мощности. Здесь теория не поможет. Нужно самому методом проб и ошибок искать решение этой проблемы. В нашем случае наилучшим решением стало подключение проводов на первичной обмотке в последовательности 1+8 и 4+5. Перед этим мы на подключение установили полуавтоматический выключатель на 16А, чтобы проводка не сгорела. Силовая часть споттера готова.
СБОРКА ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА
Наш споттер будет работать в ручном режиме. Понадобится трансформатор 12В от старого лампового телевизора, реле 30А (можно взять у жигуля), диодный мост («таблетка»), контактор 220В и кнопка (ее можно взять с какого-нибудь оборудования).
Схему не прилагаем, но объясним принцип действия этого устройства. Трансформатор от телевизора управляет реле. Управление осуществляется с помощью кнопки, ее можно установить на рукоятку самого споттера. При нажатии кнопки замыкается контактор, который подключен к реле с помощью провода. Еще один провод от контактора пустите прямо на выключатель. Вот и все.
Соберите все компоненты воедино и установите на станину. Можно приступать к работе.
При подключении самодельного споттера постарайтесь избежать потерь тока. Это очень важно, поскольку сварка осуществляется методом сопротивления. Наша рекомендация проста: не используйте длинные кабели. Короткие подойдут намного лучше. Также выбирайте кабели с большим сечением. Не забывайте тщательно зачищать металл перед проведением работ.
Также учтите, что самодельный споттер из сварочного аппарата не будет таким же компактным, как заводские модели. Лучше всего использовать этот прибор стационарно, так его применение будет наиболее комфортным.
САМОДЕЛЬНЫЙ СПОТТЕР ИЛИ ЗАВОДСКОЙ: ЧТО ЛУЧШЕ?
У многих мастеров может возникнуть резонный вопрос: «А зачем собирать самодельный споттер, если его можно купить в магазине?». Логично. Но не все так просто.
Заводские споттеры стоят очень дорого. Это узкоспециализированное оборудование, поэтому его не производят в тех же масштабах, что инверторы или полуавтоматы. Покупка заводского споттера нецелесообразна, если вы гаражный мастер и будете использовать аппарат пару раз в год. В таких случаях лучше собрать споттер самому из подручных деталей.
Самодельный споттер будет надежным и ремонтопригодным. Вы будете точно знать, из каких компонентов он сделан и сколько они стоят. Поэтому можно заранее просчитать ремонт такого аппарата и не беспокоиться, что придется идти в дорогостоящий сервис.
Тем не менее, сборка споттера своими руками не всегда оправдана. К примеру, на СТО лучше все-таки использовать профессиональный аппарат заводского производства. Он даст вам намного больше возможностей и позволит исправить даже самые серьезные кузовные дефекты. Вы должны понимать, что самодельный споттер — это маломощное устройство. Оно подойдет только для скромного ремонта.
Также учитывайте, что для сборки споттера нужны определенные навыки. В этой статье мы прилагаем очень простую инструкцию, где нет сложных электросхем и не нужно заморачиваться. Но вы должны понимать, что даже такой простой аппарат нужно собирать, обладая навками и знаниями. А еще лучше опытом. Иначе вы получите не помощника, а потенциально опасное устройство.
Резумируя: самодельный споттер — это отличный вариант для гаража или дачи. Он неприхотлив, стоит недорого, легко ремонтируется. Но на СТО лучше применять профессиональные споттеры заводского производства. Их функционал намного больше, что важно при выполнении профессионального ремонта кузова.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Споттер необходим как профессионалам на СТО, так и домашнему умельцу в гараже. Без этого прибора сложно представить полноценный кузовной ремонт. Он позволяет быстро и качество исправить дефекты кузова. При этом совсем не обязательно покупать заводской прибор. Можно собрать самодельный споттер из трансформатора от инверторного сварочного аппарата своими руками.
Перед сборкой споттера убедитесь, что эта затея целесообразна. Аппарат, сделанный своими руками, гораздо дешевле и надежнее. Но готовы ли вы потратить время и силы на сборку прибора, который будете использовать раз в год? Задумайтесь об этом. Желаем удачи в работе!