1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие металлы находятся в катализаторе

Драгоценные металлы катализатора. Сколько их и как можно отделить?

Каталитический нейтрализатор или катализатор – важная деталь выхлопной системы транспортного средства, служащая для снижения выброса в атмосферу вредных продуктов горения топливной смеси. В интернете гуляет много баек, что якобы с одного снятого «фильтра», при определенных воздействиях можно получить несколько грамм драгоценного металла! Но так ли это на самом деле? Можно ли отработанную часть разложить и вытащить их от туда, желательно своими руками? Будем сегодня думать …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Лично для меня никогда не было секретом, что катализатор внутри покрывается «драгоценными материалами», но вот сколько их там, и реально ли получить в домашних условиях, чтобы потом скажем — сдать или перепродать? Также, какова целесообразность этого мероприятия? Предлагаю начать устройства.

Из чего состоит катализатор?

Внутри корпуса данного устройства располагается металлическая или керамическая конструкция, что состоит из множества сот. Сверху их покрывают тонким слоем металла.

Подобная конструкция запчасти способствует увеличению площади поверхности, что контактирует с выхлопными газами. В результате наличия на этой поверхности специального каталитического слоя происходят химические реакции, превращающие вредные газы в экологически чистые.

Металл, который покрывает соты – это сплав драгоценных металлов: платины, родия и палладия, что имеют достаточно высокую стоимость. Скажем так — они превышают стоимость золота как минимум в два раза.

«О, круто» — скажите вы, побежал ломать, свой отработанный фильтр! Ребята не все так просто.

Можно ли извлекать драгметаллы из катализатора?

В результате содержания этих веществ возникает вполне резонный вопрос — можно ли извлекать из данного узла автомобильной выхлопной системы эти металлы?

Современная химическая промышленность позволяет делать это. Стоит только отметить, что такие способы достаточно сложные, требуют наличия многих навыков, а также немалых материальных затрат. Поэтому самостоятельно извлекать такие вещества очень сложно и нецелесообразно.

Извлечение платины и родия

Один из самых распространенных способов отделения родия и платины из сотовой конструкции – ее выщелачивание с использованием специальных окисляющих смесей в жидком состоянии. Однако данный метод отличается целым рядом недостатков. В первую очередь это то, что кроме драгоценных веществ, в катализаторах также есть окиси алюминия, которые предотвращают полное изъятие платины.

Такая процедура для положительного результата подразумевает многократное выщелачивание и последующую промывку устройства для полного извлечения драгоценной смеси, поэтому требует дополнительных материальных затрат. Кроме того, даже в таком случае не всегда получается извлечь всю платину.

Более современным способом является такой, что основа на переводе металла в растворимое состояние.

Осуществляться это будет путем предварительного смачивания детали в соляной кислоте. Данный процесс проводится при нагревании для циркуляции смеси паров и газа.

К преимуществам такого метода относится простота в реализации и возможность получить максимально возможное для каждой конкретной модели катализатора количество драгоценного металла. А благодаря использованию современных окислителей есть возможность много раз проводить обмывание частиц вещества при помощи такого раствора.

Извлечение палладия

С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.

Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.

Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.

В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.

Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.

Имеет ли смысл самостоятельно извлекать металл?

Таким образом, в каждом катализаторе любого транспортного средства есть небольшое количество драгоценных металлов, которые участвуют в химических реакциях, превращаю вредные продукты сгорания топлива в безопасные газы.

Отделить такие вещества с отслуживших свое катализаторах при наличии определенных знаний и навыков вполне возможно, но следует помнить, что при самостоятельном выполнении такого процесса вряд ли удастся получить чистый металл. Да и к тому же не следует забывать, что в одном катализаторе содержится столько драгоценного вещества, что в случае его продажи никак не получиться окупить все затраты на его добычу.

Читать еще:  Оборудование для метана на автомобиль

Если примерно прикинуть — сколько получается этих материалов, можно понять что это реально крохи! Даже если вы имеете достаточные химические навыки, знаете как смешать и как смыть этот слой с «сот катализатора», то полученный результат вас реально разочарует. Если прикинуть грубо, то с одного фильтра, получается около 0,05 – 0,1 грамма. Если перевести это в деньги, то это всего около 120 – 200 рублей! А вот реактивов вы потратите примерно на тысячу, возможно и больше!

Поэтому отделять дорогие металлы с таких автомобильных деталей с целью заработка целесообразно только в промышленных масштабах, когда одновременной переработке поддается сразу несколько десятков, а может быть и сотен таких фильтров.

Но в обычных гаражах, найти их крайне сложно! Кстати их принимают для переработки, и самым правильным способом получения денег, является сдача их таким организациям, в конечном итоге получите больше денег.

НА этом заканчиваю, свою статью, думаю было интересно. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(46 голосов, средний: 3,39 из 5)

Какие металлы находятся в катализаторе

Какие металлы содержаться в катализаторах авто (таблица содержания и стоимости) – многие даже и не представляют, какое богатство спрятано у них в выхлопной трубе.

Многие наверняка слышали, что существует скупка катализаторов, на которой эти детали принимают по цене от 1000 до 120 000 рублей. Все дело в том, что для разложения вредных веществ в качестве каталитического вещества используются драгметаллы. В основном их наносят посредством напыления на металл или керамику.

Какой же драгоценный металл содержится в катализаторе машины, и сколько он может стоить по рыночным ценам?
Итак, стандартная банка Mercedes S-class от 220-го кузова. В этом катализаторе содержится:

Итого с нейтрализатора можно получить 9163 рубля.

Немного? Да. Но мало кто забывает, что новый катализатор на S220 стоит порядка 160-180 тысяч рублей.

Соответственно, если провести восстановительные работы, либо просто перепродать его как б/у деталь за 80-100 тысяч, уже можно неплохо заработать.

В Европе специальные заводы занимаются восстановлением катализаторов, так что они заинтересованы в поставках сырья.
А теперь – сколько драгоценных металлов содержится в катализаторе автомобиля ВАЗ, на примере Весты.

В нем содержится:

Итого с катализатора Лады выручка составит 4080 рублей. Конторы по приемке дают максимальную цену за них в 1500-3000 рублей, но это в крупных городах, а мелкие скупщики забирают на СТО и сервисах по 200 рублей / штука, а иногда и бесплатно.

Часто в катализаторах содержится несколько десятков грамм серебра, золото в небольших количествах и другие ценные металлы.

Как вытащить драгоценный металл из катализатора?

Заготовленное сырье обычно везут в Европу, где на сложном химическом производстве выделяют драгметаллы.

В домашних условиях это сделать маловероятно. Нужно нагревать металл до температуры 500-700 градусов с фторированием, применять методы выщелачивания.
В России некоторые умельцы делают фторопластовые реакторы, закупают реагенты, и получают какую-то долю металла. Но это не рентабельно, если делать своими руками. Проще сдать на оптовую базу.
Так что катализатор является весьма дорогой деталью в автомобиле, причем по иронии судьбы он находится в самой клоаке – выпускном тракте.

Кстати, вырезать катализатор ради тюнинга не рекомендуется, так как можно не пройти техосмотр, и получить проблемы с работой двигателя. Теги: катализаторы

«Многие пользуются незнанием автовладельцев». Как из старых катализаторов добывают драгметаллы

После ремонта выхлопной системы водитель чаще всего оставляет на СТО старый катализатор, мол, зачем забирать уже ненужную деталь. Он и не задумывается, что за устройство можно получить неплохие деньги, если сдать его на переработку. Мы побывали в офисе компании «Унидрагмет БГУ», которая перерабатывает использованные автомобильные каталитические конвертеры, и узнали, сколько драгоценных металлов получают из одного устройства и какие деньги может заработать на нем автолюбитель.

Две тысячи рублей — из «мусора»

Катализаторы начали устанавливать на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями в конце 1980-х годов. Сегодня этими устройствами серийно оснащают все легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы. Нейтрализатор выхлопных газов помогает снизить попадание в воздух вредных веществ, выделяемых работающим мотором. Как и у любого агрегата, срок службы катализатора ограничен.

— В идеале ресурс составляет 200−300 тысяч километров пробега. В реальных условиях эксплуатации он может сократиться в десять раз, — объясняет кандидат химических наук, заведующий Государственной лабораторией пробирного анализа «Унидрагмет БГУ» Мирослав Таразевич. — Срок службы может уменьшаться из-за некачественного топлива и масла, сбоев в работе систем зажигания и питания мотора, «спортивного» стиля езды, механических повреждений.

Мирослав Таразевич

Когда катализатор выходит из строя, у машины перестает «тянуть» мотор, из выхлопной трубы валит сизый дым, расход топлива резко увеличивается, а на приборной панели может появиться сообщения «Check engine» или «Check cat», а в некоторых случаях двигатель и вовсе перестает запускаться. В таком случае автомобиль лучше завести на СТО и проверить его. Удалять нейтрализатор стоит только при крайней объективной необходимости. Если в сервисном центре это все-таки рекомендовали сделать, то удаленную деталь нужно обязательно забрать: в «Унидрагмет БГУ» за нее можно получить деньги. В нейтрализаторе содержатся ценные платина, палладий и родий. В среднем стоимость одного катализатора составляет около 150 рублей, но в зависимости от модели автомобиля цена может доходить и до двух тысяч.

Читать еще:  Селектор переключения передач акпп тойота

Без подоходного налога и сборов

Как везти катализатор на переработку — решать автовладельцу. У вас примут устройство как в металлическом корпусе, в котором оно, собственно, и находится в автомобиле, так и непосредственно начинку — керамические или металлические соты, содержащие драгоценные металлы.

Обычно вся процедура сдачи катализатора занимает не более получаса. Но случаются и очереди. Порой можно наткнуться и на пару десятков таких же желающих поменять ненужную деталь на деньги. Чтобы сэкономить время, можно предварительно позвонить в офис, чтобы уточнить нюансы или записаться. Особенно полезно воспользоваться этой опцией тому, кто загрузил в багажник больше, чем один нейтрализатор. Для владельцев крупных партий (а это могут быть юридические лица, обслуживающие автопарк своего предприятия) прейскурант такой же, как и для всех, но есть приятный бонус в виде обслуживания вне очереди.

Потенциальных клиентов в первую очередь интересует ориентировочная стоимость. Чтобы всем было проще, на сайте организации есть таблица с суммами за нейтрализатор той или иной модели автомобиля. Внутренняя справочная база намного шире, ведь за 20 лет своего существования предприятие исследовало тысячи устройств. Автовладелец может связаться с пунктом приема в любом из мессенджеров, назвать буквенно-цифровую маркировку, которая нанесена на конвертер его машины, и таким образом заранее узнать приблизительную цену.

— Первым легально работать с катализаторами на белорусском рынке стало наше предприятие. Для этого даже внесли изменения в законодательство, — объясняет Мирослав Таразевич. — Совет министров в 2010 году принял постановление, которое освободило сдающих катализаторы на вторсырье от уплаты налогов. И вот уже пять лет мы принимаем эти устройства у населения, а люди могут, не беспокоясь ни о чем, получать свои деньги. Главное — не забыть взять с собой паспорт.

На глазах у клиента

На месте приезжающих автовладельцев встречает инженер-технолог Михаил Филиппов. Он осматривает каждую принесенную деталь, так как на переработку не принимают конвертеры с посторонними включениями, залитые маслом или какими-либо растворами. Кому-то отказывают и по более простой причине: катализаторы некоторых типов изначально не содержат драгоценных металлов.

Михаил Филиппов

Если устройство соответствует всем параметрам, приемщик несет его за стеклянную перегородку, где работает с деталью на виду у автовладельца. Сначала гидравлическими ножницами вскрывает металлический корпус, чтобы извлечь из него содержащие драгоценные металлы соты.

Полученный материал Михаил складывает в емкость, туда же кисточкой смахивает остатки субстанции со стола. Начальник центра первичной переработки Павел Бирюков объясняет такую щепетильность простыми цифрами:

— В европейских и азиатских автомобилях известных брендов, как правило, стоят недешевые катализаторы. У таких один грамм начинки может стоит пять рублей. Неудивительно, что некоторые клиенты мониторят каждый наш шаг, а мы, в свою очередь, работаем максимально аккуратно.

Извлеченные соты взвешивают. После конвертер на керамическом носителе помещают в молотковую мельницу для измельчения. Аппарат напоминает кофемолку, только вместо ножей материал перемалывают цепи.

От полученного порошка приемщик отбирает пробу в пакет с индивидуальной маркировкой. Ее передают в следующее помещение.

«Вероятность ошибки нулевая»

В другом помещении — но все так же в зоне контроля владельца — ведущий инженер-химик Константин Мельников помещает отобранную пробу в рентген-флуоресцентный спектрометр. Через несколько минут программа выдает результат: автовладелец получает протокол испытаний с информацией о содержании драгоценных металлов.

— На нашем предприятии работают четыре сотрудника с учеными степенями, аналитическая служба аккредитована на соответствие требованиям по определению содержания драгоценных металлов в различных видах отходов. В лаборатории установлено высококлассное оборудование, имеется большой набор стандартных образцов автокатализаторов, поэтому вероятность аналитической ошибки, из-за которой результат может быть искажен, нулевая. Мы участвуем в нескольких программах по проверке квалификации лабораторий. И по результатам тестов недавно вошли в тройку лучших на постсоветском пространстве, — добавляет Мирослав Таразевич.

На предприятии есть свой банк образцов материалов из катализаторов разных типов

А вот измерения между лабораторными показателями и результатами прибора для экспресс-анализа, которым обычно пользуются перекупщики, могут отличаться практически в два раза. Для наглядности Мирослав Таразевич берет протокол проведенного на наших глазах исследования: программа рассчитала, что за килограмм данного катализатора автовладелец получит 524 рубля. При весе порошка в 1030 граммов из кассы человек заберет порядка 540 рублей. «Простреливаем» этот же образец пистолетом: показатели содержания драгоценных металлов почти в два раза ниже. Согласно им, перекупщики заплатили бы человеку около 250 рублей.

— Экспресс-прибор, которым пользуются в таких фирмах, был создан, чтобы диагностировать наличие драгоценных металлов, а не измерять с предельной точностью их количество. К тому же, скупщики нередко играют на незнании людьми конструктивных особенностей катализаторов: некоторые производители в одной части устанавливают соты с большим количеством драгоценных металлов, в другой — с меньшим. Стоит всего лишь приставить экспресс-прибор к «нужной» половине детали — и стоимость катализатора уменьшится в разы. В лабораторных условиях мы проводим спектральный анализ, который позволяет назвать честную цену, — говорит собеседник.

Кстати, анализируют здесь не только катализаторы (их сбор и последующая переработка дают только около десяти процентов от объема производимых предприятием драгоценных металлов), но и проводят другие химические и инструментальные исследования. Например, определяют состав твердых объектов и растворов. По словам Мирослава Таразевича, к ним нередко приходят то с блестящим камнем, то с куском серебристого металла, то с серьгами, оставшимися от прабабушки в наследство. Аналитики быстро и недорого подтверждают или опровергают ценность материала.

Читать еще:  Круглый короб для сабвуфера своими руками

Лондонская биржа как регулятор стоимости

Предприятие формирует свою цену, исходя из стоимости, определяемой Нацбанком, которая коррелирует с общемировой стоимостью драгоценных металлов, устанавливаемой на Лондонской бирже. Все эти цифры есть в открытых источниках. Если клиента устраивает заявленная сумма, то он может забирать деньги из кассы и уезжать домой.

Иногда автовладелец после спектрального анализа все же решает по каким-то причинам отказаться от сдачи и вернуть свой катализатор. Тогда нужно только заплатить за услугу по определению содержания драгоценных металлов — пять рублей за один анализ. При продаже катализатора анализ, естественно, выполняется бесплатно.

Чаще приемщик наблюдает обратную ситуацию: чтобы не ждать 10−15 минут, пока проходит процесс извлечения и анализа материала, владелец продает катализатор по фиксированной цене, указанной в таблице предприятия. Тогда клиента приглашают оформить документы без очереди и сразу отдают ему деньги.

Как показывает практика, средняя стоимость давно изученного конвертера стабильна. Проведение анализа изредка может добавить к первоначальной цене 10 процентов. А может и уменьшить на такую же величину, ведь при эксплуатации транспорта количество драгоценных металлов в катализаторе сокращается. Так, в автомобиле с пробегом в 600 тысяч километров нейтрализатор будет очевидно беднее на платину, родий и палладий, чем в машине с пробегом в 60 тысяч километров.

— Наличные у нас есть всегда, — уверяет Мирослав Таразевич. — Если клиентов много и деньги неожиданно закончились, мы пополним кассу в течение 15−20 минут. Время ожидания может растянуться на полчаса-час в случае больших выплат.

«Унидрагмет БГУ» — единственное в стране предприятие, которое принимает на переработку бывшие в употреблении лямбда-зонды. Эти электронные сенсоры для измерения содержания кислорода в катализаторе вмонтированы в выхлопную систему до и после конвертера.

— В лямбда-зондах тоже есть драгоценные металлы, правда, в совсем небольшом количестве. Один такой датчик стоит три рубля, поэтому их мы принимаем партиями от десяти штук. Единственное требование: сенсор должен быть целым и содержать в своем составе все элементы, предусмотренные конструкцией, за исключением проводов, — поясняет собеседник.

Автовладелец с деньгами в кармане уезжает домой, а вторсырье собирается в мешки, проходит более тщательное исследование и ждет своей очереди на переработку. Извлеченные в ее результате драгоценные металлы зачисляют в Госфонд Республики Беларусь.

Наибольшее содержание палладия в автокатализаторах: где, сколько и по какой цене.

Давно не новость, что автомобильные катализаторы содержат в своей конструкции такие драгоценные металлы как палладий, платина или родий. Об это известно не только охотниками за драгметаллами или золотоискателям, но и радиолюбителям, коллекционирующим конденсаторы и другие компоненты покрытые золотом и платиной.

Не является удивлением и тот факт, что благодаря непомерному росту цен на благородные металлы стоимость даже отработанных катализаторов в пунктах скупки, сегодня может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

Рост цен на платину и в особенности палладий, кардинально изменил рынок скупки. Так, например еще в 2016г за килограмм катализаторов в среднем давали от 600 до 800 рублей, а уже в 2018 эта цена возросла до 1500р, сегодня от 2100р

Сегодня, когда стоимость палладия, используемого в конструкции сот фильтрации, возросла практически в 4 раза (и это лишь за последние 2,5 года) и составила порядка 4960р, цена катализаторов с его содержанием также кратно увеличилась.

Как рассчитать стоимость

Стоимость изделий, содержащих палладий и другие драгоценные металлы, исходит из двух ключевых показателей:

  1. Мировая цена на драгоценные металлы.
  2. Процент и количество благородных металлов в сотах катализатора.

Следует учесть, что в пунктах скупки принимают не сам катализатор, а лишь его внутреннее содержимое – керамические соты, покрытые каталитическими металлами (Родий, Платина, Палладий).

Чем больше драгметаллов сохранилось на стенках сот, тем цена катализатора выше и в каждом отдельном случае, даже на одинаковых агрегатах она будет разной (зависит от степени выгорания, модели и т. д.) .

Процентное содержание драгоценных металлов, вычисляется специальным прибором — Рентгенофлуоресцентным портативным анализатором металлов, после чего высчитывается общая масса благородных сплавов и рассчитывается их цена.

Какие автокатализаторы самые дорогие

Конкретного перечня моделей с самым большим содержание палладия и других драгоценных металлов нет.

Однако, есть масса признаков, согласно которым можно определить какие фильтры самые дорогие и содержат больше всего благородных металлов, таких как платина, родий или палладий

Вопреки распространенному заблуждению, золото и серебро в данных изделиях отсутствует

  • · Объем двигателя. Чем больше ДВС (объем), тем дороже стоимость и больше масса самого катализатора.
  • · Страна производитель. В автомобилях отечественного производства используются катализаторы с меньшим содержанием драгоценных металлов, в частности палладия, чем импортного.
  • · Экологический класс. Автокатализаторы на ТС экологического стандарта «Евро 2 и 3» содержат палладий и родий. На 4 и 5 в их компанию добавляется и платина. По сути, «Евро2-3-4-5», это напыление благородных металлов (каталитиков) на сотах, и их количественный показатель на дюйм.
  • · Степень износа. Чем больше пробег, тем сильнее выгорают и забиваются соты, соответственно тем ниже цена.

Таким образом, самые дорогие в приемке автокатализаторы, это изделия последних годов выпуска от высококубатурной техники стандарта Евро-5. Рассчитать стоимость по модели авто можно также на ресурсе «mycatalyst».

Помните! Извлечение (аффинаж) драгоценных металлов без лицензии запрещено и наказуемо законодательством! ПОДПИСАТЬСЯ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×
×
×