Крайнее левое положение при повороте налево
Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
Последнее обновление: 25.03.2020
92 комментария
- Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток
- Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
- Правила проезда перекрестков. Проезд регулируемых перекрестков
- Правила проезда нерегулируемых перекрестков
- Проезд нерегулируемых перекрестков
- Проезд т-образных перекрестков
- Проезд перекрестков с круговым движением
- Проезд перекрестков с трамвайными путями
Продолжаем разбирать алгоритм движения через перекресток. В предыдущей статье мы уже ознакомились с первыми тремя пунктами подготовки к проезду через перекресток, и подошли к четвертому – это непосредственно въезд и выезд.
Но прежде чем приступить к детальному изучению, следует уяснить некоторые общие правила проезда перекрестков. Они относятся к проезду любых перекрестков: и регулируемых, и нерегулируемых.
Правила дорожного движения определяют всего два таких общих правила. Они изложены в разделе 13 ПДД:
- 13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
- 13.2 Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Т.е. во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны. Похожими остаются некоторые технические моменты, которые сейчас и рассмотрим.
Что касается техники выполнения поворотов на перекрестке, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. Особенное внимание следует обратить на смещении задней оси к центру поворота. Неплохо также повторить общую технику выполнения поворота, которая включает в себя:
- подготовку к повороту;
- сам поворот (вращение руля и движение по дуге);
- выход из поворота.
Соблюдая безопасность движения, при проезде перекрестков, всегда следует помнить о «мертвых» или «слепых» зонах. С понятием «слепая зона» водитель каждый раз сталкивается при начале движения, отъезде от тротуара, маневрировании.
При проезде перекрестков этот термин («слепая зона») принимает более обширное значение: «мертвая» или «слепая» зона — это такое пространство вокруг автомобиля, которое в данный момент водитель по разным причинам не может видеть и контролировать.
Например, часть дороги может быть закрыта от взора листвой деревьев или зданием. За большегрузным автомобилем или автобусом может находиться (спрятаться) легковой автомобиль, который в данный момент тоже может быть не видно и т.д.
Поворот направо на перекрестке
Можно сказать, что поворот направо является самым легко выполнимым маневром на перекрестке. Все пространство перед автомобилем и справа от него хорошо просматривается и поэтому легко контролируется.
Подготовка к повороту. Перед поворотом направо следует занять крайнее правое положение на проезжей части. Просто перестроиться на крайнюю правую полосу недостаточно. Полосы бывают такой ширины, что там спокойно могут уместиться два автомобиля. А двухколесному мотоциклу нужно еще меньше места. Поэтому следует принять правее на столько близко к тротуару или краю проезжей части, чтобы вас невозможно было объехать справа.
Не нужно путать случаи, когда справа от вашего автомобиля имеется широкая обочина. В общем случае движение ТС по обочине запрещается (п.9.9 ПДД). Некоторые водители таким образом (по обочине) пытаются объехать затор и тем самым наоборот, усиливают пробку на въезде на перекресток, потому что пропускать таких «шустриков» никому не хочется. Такой «объезд», к тому же, является нарушением ПДД.
Если движение по полосам на перекрестке обозначено знаками 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе», то нужно перестроиться согласно этим знакам. Бывает, что на больших перекрестках знаками 5.15.2 разрешено поворачивать направо с двух крайних правых полос.
Перекрестки бывают большие и маленькие, соответственно, углы у перекрестков бывают разные, обычно они скруглены, поэтому, в зависимости от формы угла тротуара или газона, траектория движения автомобиля в повороте может быть плавной (рисунок слева), а может быть как бы «ломаной» (рисунок справа).
Поворот. Двигаться по дуге поворота нужно так, чтобы не наехать правым задним колесом на бордюрный камень и по правилам выполнения поворотов радиус этой дуги не должен меняться до выхода из поворота. Т.е. на входе в поворот повернули руль один раз – вошли в поворот и поехали по дуге поворота.
Выход из поворота. Подъехали к точке выхода из поворота – возвратили руль в прямолинейное положение – вышли из поворота и поехали дальше.
Завершать правый поворот нужно по возможности в крайнюю правую полосу (пункт 8.6 ПДД). Фраза «по возможности» означает, что если возможно, то нужно держаться правее. Несмотря на то, что правый поворот самый простой в выполнении, с этим маневром связано немало ситуационных «сложностей». Подробнее — в статье Поворот направо. Опасные ситуации.
А что делать, если в этот момент (в процессе вашего поворота) дорогу переходят пешеходы?
Согласно пункту 13.1 ПДД, поворачивая на перекрестке, вы обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую вы поворачиваете. Ни в коем случае не следует их объезжать. Сзади вас, т.е. за вашим автомобилем и впереди слева навстречу вам (например, на узких дорогах) могут ехать другие машины, и если вдруг вы захотите объехать пешехода, ваше намерение может быть не правильно понято. Такой маневр может закончиться столкновением с другим автомобилем.
Подробнее о правилах пропуска пешеходов можно прочесть в серии статей Уступить дорогу пешеходу. Проезд пешеходных переходов рассмотрен в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.
Таким образом, если пешеходы переходят дорогу, а могут быть еще люди на велосипедах, нужно будет или двигаться с минимальной скоростью, чтобы пешеходы успели пройти, а велосипедист проехать через проезжую часть, или остановиться, чтобы их пропустить. А для этого нужно мысленно отметить место на проезжей части, где вы плавно остановитесь. Возьмите себе за правило: Никогда не останавливайтесь на «зебре» (разметка 1.14.1 и 1.14.2). Лучше до нее чуть-чуть не доехать.
Все перечисленное выше из общих правил проезда перекрестков относится как к повороту направо, так и к повороту налево.
Поворот налево на перекрестке
Подготовка к повороту. Также как и перед правым поворотом, к повороту налево необходимо подготовиться – занять крайнее левое положение на стороне проезжей части вашего направления. Если дорога имеет разметку и осевую линию, разделяющую встречные потоки, тогда потребуется вплотную прижаться к осевой линии – это и будет крайнее левое положение. Если осевую линию не видно, тогда нужно мысленно разделить дорожное полотно на две равные части и «прижаться» левым боком машины к середине дороги.
Поворот. При повороте налево на перекрестке траекторию движения нужно строить так, чтобы во время или после поворота не оказаться на полосе встречного движения. Проще говоря, при выполнении поворота налево запрещается срезать углы (пункт 8.6 ПДД).
Траектория поворота должна проходить через воображаемый центр перекрестка. Такая траектория не только обеспечивает безопасность маневра, но и полностью отвечает требованиям ПДД. К тому же двигаясь через воображаемый центр перекрестка, вы все время будете находиться на своей правой стороне дороги.
Перемещаясь по дуге поворота, также как и при повороте направо, нужно мысленно отмечать точки остановок автомобиля для того, чтобы пропустить встречный транспорт и пешеходов с велосипедистами, когда этого требуют Правила.
Выход из поворота. Дорога, на которой будет заканчиваться поворот, может иметь одну, две, три и более полос для движения в одном направлении. На какую полосу можно выезжать с перекрестка? При повороте налево ПДД не оговаривают этот случай, т.е. заехать можно на любую полосу, а затем перестроиться на ту, которая более удобна для дальнейшего движения. При этом нужно помнить о некоторых ограничениях для движения по крайней левой полосе (пункт 9.4 ПДД).
Подробнее об осуществлении левых поворотов, а также о некоторых опасных ситуациях, связанных с этими маневрами — в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть2.
Одной из ошибок, которую допускают водители на левом повороте (в основном, в начале своей практики), пропуская встречный транспорт, является то, что они не стоят на месте, а медленно движутся вперед. В результате, траектория движения автомобиля выписывает вот такой крюк, как на рисунке ниже. Двигаться не следует. Нужно действовать примерно так:
Выехали к середине перекрестка – остановились в своей полосе – пропустили встречный транспорт, который едет навстречу вам прямо или направо (пункты 13.4, 13.12), – повернули налево — приблизились к пешеходному переходу – пропустили пешеходов (если они есть) (пункты 13.1, 14.1) — поехали дальше. Еще навстречу могут ехать мопед или велосипед — они также относятся к встречному транспорту, им также следует уступить при повороте налево.
Одновременный поворот налево на перекрестке
Встречный разъезд (одновременный поворот налево) на перекрестке — дорожная ситуация, очень часто возникающая при одновременном взаимно встречном движении автомобилей, поворачивающих налево:
- на регулируемом перекрестке при движении на разрешающий сигнал светофора;
- при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
- при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
- на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.
Эти ситуации подчиняются одному и тому же правилу (об этом ниже), и будут рассмотрены позднее, в процессе разбора дорожных ситуаций. А пока что, согласно общим правилам проезда перекрестков, нужно понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.
При одновременном повороте налево на перекрестке ПДД не дают ответ на вопрос «кто из водителей имеет преимущество?». Но существует одно неписаное правило – водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках – левыми бортами.
Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с одновременным поворотом налево на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.
Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен. Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?
Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами. При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля встречной полосы не касаются, т.е. нарушения нет.
На очень маленьких перекрестках (ширина примерно две длины автомобиля) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый – названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ – уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту. В таком случае, на маленьком перекрестке (на очень маленьком) первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш авто поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится. Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.
Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.
Выше был рассмотрен одновременный встречный поворот налево. Одновременный попутный поворот налево происходит когда два или несколько транспортных средств одновременно поворачивают налево из смежных полос. Такое возможно, когда поворот налево разрешен ПДД с двух или более смежных полос. Со стороны это выглядит как попутный параллельный поворот налево нескольких ТС. Подробнее об этом — в статье Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 25.03.2020
Поворот налево на перекрестке
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о том, как поворачивать налево на перекрестке без нарушения требований ПДД.
Поворот налево является одним из самых сложных маневров на перекрестке, т.к. при его выполнении траектория машины может пересечься с траекториями других автомобилей.
Многие серьезные ДТП на перекрестках происходят именно при выполнении поворота налево.
С какой полосы разрешен поворот налево?
Для начала рассмотрим самый обычный перекресток, на котором нет знаков и разметки, определяющих направления движения по полосам:
В данном случае выбор полосы движения регламентируется пунктом 8.5 ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом выполнить поворот разрешается только из левой полосы. Причем нужно не просто занять левую полосу, но и крайнее левое положение на этой полосе (белый автомобиль на рисунке выше). То есть автомобиль должен располагаться максимально близко к разметке, отделяющей встречное направление.
Нужно понимать, что поворот налево из правого ряда повлечет штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей:
Поворот налево с двух полос
В правилах дорожного движения существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют установить иной порядок движения по полосам. При наличии таких знаков и (или) разметки поворот налево можно выполнять из нескольких полос:
На рисунке выше знаки 5.15.2 разрешают выполнить поворот налево как из левой полосы, так и из средней. Обычно такая ситуация не вызывает проблем у водителей. Белая машина поворачивает на левую полосу, а оранжевая – на правую. То есть траектории не пересекаются.
Однако если внимательно изучить текст ПДД, то можно заметить неоднозначность. С одной стороны, пункт 8.5 требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение. С другой стороны, знаки 5.15.2 разрешают поворачивать из двух полос. Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют.
На практике вопросы могут возникнуть в случае ДТП при одновременном повороте налево. Поскольку ситуация не регламентирована другими пунктами правил, то применяется пункт 8.9:
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
То есть оранжевый автомобиль находится справа и имеет преимущество, а белый должен уступить ему дорогу.
Поворот налево с трамвайных путей
Отдельного внимания заслуживают перекрестки, через которые в одном уровне с асфальтом проходят трамвайные пути:
Ситуация регламентируется вторым абзацем пункта 8.5 ПДД:
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
То есть в примере выше белый автомобиль может повернуть налево только с попутного трамвайного пути. Более подробно ситуация рассмотрена в статье:
Кому нужно уступить дорогу при повороте?
Автомобилям на главной дороге
Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:
Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Встречным транспортным средствам
Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:
- на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
- на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
- на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
- на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).
Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:
- Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный – по второстепенной.
На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:
Пешеходам и велосипедистам
Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.
Как правильно поворачивать налево на перекрестке?
Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.
Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:
- Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
- Встречные автомобили поворачивают налево.
Встречные автомобили не поворачивают налево
В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.
Такая траектория решает одновременно несколько проблем:
- автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на “попутной” стороне перекрестка;
- при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
- если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.
Встречные автомобили поворачивают налево
Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:
На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.
Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.
Какую полосу занять после поворота?
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.
Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.
Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.
Обсуждаем ПДД с Юрием Красновым. Поворот налево из двух полос: кто куда становится?
21 ноября 2013 в 13:53
AUTO.TUT.BY
– В правой крайней полосе, как вы говорите, вас учили “при Союзе”, при повороте налево водитель обязан оказаться только при повороте на дорогу с реверсивным движением.
При повороте налево на обычном перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 65 ПДД, в том числе – когда поворот организован из двух полос одновременно.
Первое, что мы читаем в пункте 65, – после поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе движения: это общее требование и для правого поворота, и для левого. Далее идут подпункты, которые содержат отдельные требования для каждого вида маневра.
В подпункте 65.1 сказано, что при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками и/или разметкой не предписан иной порядок движения.
В первой части пп.65.1 есть требование двигаться как можно ближе к центру перекрестка, но это требование нужно выполнять, только если поворот осуществляется из одной полосы. А если дорожными знаками и/или разметкой разрешен поворот из нескольких полос (в подпункте это называется “иной порядок движения”), то водитель, поворачивающий из крайней левой полосы, уже не должен двигаться ближе к центру перекрестка. Ближе к центру будет ехать тот, кто поворачивает не из крайней левой полосы движения.
Вторая часть пп. 65.1 обязательна для выполнения обоими водителями: встречные автомобили, поворачивающие налево, должны находиться у обоих автомобилей справа.
В какую полосу становиться обоим водителям при повороте налево из двух полос?
В определении понятия “Полоса движения” сказано, что полоса движения может быть обозначена или не обозначена горизонтальной дорожной разметкой.
На перекрестке у каждой дороги есть свое количество полос, но на самом пересечении полосы чаще всего не обозначены разметкой.
Поэтому важно, куда становиться не “после”, а “во время” поворота: водитель уже на перекрестке попадает в полосу, в которую поворачивает. При повороте налево первая полоса, в которую попадает водитель, – крайняя левая полоса.
И если вспомнить пункт 60 ПДД, который запрещает перестроение на перекрестке, то получается, что, попав на перекрестке в левую крайнюю полосу, водитель не имеет права перестраиваться правее, пока не покинет перекресток.
А если дорожными знаками и/или разметкой дополнительно разрешен поворот налево еще из одной полосы, то водители, которые поворачивают из нее, должны попадать в следующую полосу, так как в левую крайнюю они попасть не должны: там едет водитель слева.
Возникновение конфликтов между водителями при выполнении маневра левого поворота, которые возникают уже на перекрестке в момент выбора ими траектории, можно исключить с помощью горизонтальной разметки 1.7, нанесенной на перекрестке. Но ПДД не требуют ее обязательного нанесения, поэтому при отсутствии разметки водителям необходимо быть взаимно внимательными и вежливыми.
Автоблоги
Каждый водитель, перед тем как совершить левый поворот еще до начала выполнения маневра должен посмотреть туда, куда он поворачивает, и определить створ, в который он будет направлять нос своего автомобиля.
Не мешает заранее увидеть и другие автомобили, с которыми у вас может произойти «конфликт» направлений движения.
Принцип определения створа зависит, прежде всего, от типа перекрестка (схемы организации движения). Так же принцип определения створа зависит и от того, как нанесена разметка и от конфигурации перекрестка.
Начнем с ситуаций, когда поворот разрешен из одного ряда
Чтобы объяснить, как определять створ, в который нужно попадать при выезде с перекрестка возьмем простой перекресток. Поворот налево в один ряд по главной дороге.
Продлеваем ось пересекаемой дороги до линии пересечения проезжих частей. Это точка «А». Продлеваем линию дальнего бордюра пересекаемой дороги до линии пересечения проезжих частей. Это точка «Б». Отрезок между точками «А» и «Б» и есть створ, в который мы должны попасть, покидая перекресток, независимо от того выезжали мы к центру перекрестка или нет.
Обратите внимание, что точка «А» находится именно на пересечении проезжих частей. Это крайняя точка, куда может подъехать вдоль оси пересекаемой второстепенной дороги другой автомобиль. Даже после остановки у стоп-линии.
И пускать точку «А» под автомобилем при завершении левого поворота нельзя.
А вот положение точки «Б» совершенно не принципиально.
При повороте налево с второстепенной дороги или на равнозначном перекрестке створ уже находится на линии, соединяющей равноудаленные от центра перекрестка точки, соединяющие начала закруглений перекрестка.
Перед тем как совершить левый поворот с второстепенной дороги вы все равно будете находиться перед пересечением проезжих частей до тех пор, пока не уступите всем.
Когда же вы начнете поворачивать, то в ваших же интересах освободить перекресток как можно быстрее.
И снова положение точки «А» имеет принципиальное значение. Точки «Б» — нет.
Если мы поворачиваем на зеленый сигнал светофора или стрелку, створ уже определяется разметкой или тем местом, где стоят автомобили на красный свет по пересекаемой дороге. В любом случае попадать на встречную полосу нельзя.
У многих водителей возникает вопрос:
«В какую полосу после поворота налево попадать, когда поворот налево осуществляется на многополосную дорогу?»
В настоящее время сложилась практика, что при повороте налево из одного ряда, водители едут сразу в тот ряд, который им необходим.
Водители поступают так, потому что так удобнее.
Но, согласно ПДД – это нарушение, хотя обычно за это никто не наказывает.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить определения терминов «полоса движения», «перекресток» и требования пункта 60. Правил.
«Полоса движения»
– любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд.
«Перекресток»
– место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.
И так, полоса движения может быть обозначена или не обозначена.
Между перекрестками полосы чаще всего обозначены, на перекрестках – чаще не обозначены.
Если полоса не обозначена, она все равно существует, даже на перекрестке.
И если водитель поворачивает налево на многополосную дорогу, то первая полоса, в которой он оказывается уже на перекрестке – левая крайняя.
И пока водитель не покинет перекресток, он не имеет права совершать перестроение в соседние полосы, находящиеся правее.
А перестроение на перекрестке (кроме кругового) запрещено пунктом 60.ПДД.
Так что вопрос про то, в какую полосу попадать после поворота налево, сам по себе не корректен, так как водитель попадает в левую крайнюю полосу еще на перекрестке, и только покинув перекресток может начать перестроение.
Поворот налево из двух рядов одновременно
Если говорить о повороте из двух рядов одновременно, где бы то ни было, нельзя не отметить, что такая организация движения — это удобство для тех, кто движется по знакомому маршруту.
Тот, кто едет по незнакомому маршруту, все равно будет заранее занимать левый крайний ряд и, только если успеет вовремя сообразить и сориентироваться, то может быть перестроится правее. А потом у того, кто в левом крайнем ряду возникает проблема. Его сразу загоняют в левый крайний ряд, а потом могут и не дать перестроиться.
Для скорейшего освобождения перекрестка водители при одновременном повороте особенно не ссорятся. Левый крайний едет в левый крайний ряд за перекрестком, а сосед попадает в соседний правый ряд.
Если вы оказались в левом крайнем ряду перед поворотом, а потом вам нужно перестроиться правее, то уже на выезде с перекрестка вы можете переключить левый «поворотник» на правый и сразу же за перекрестком уже пробовать перестраиваться правее.
В основном проблемы и возникают у того, кто поворачивает в левом крайнем ряду.
Но даже если поворачивать по схеме «левый крайний в левый крайний ряд, а сосед справа в соседний справа ряд», то все равно у водителей могут возникнуть проблемы. Если на перекрестке не нанесена разметка. Если один водитель начнет поворачивать позже, а другой сбоку — раньше.
И это все из-за того, что не нанесена разметка, которая является единственным способом очертить траекторию движения.
Как не допустить конфликта при отсутствии разметки?
Необходимо быть внимательными друг к другу и не проезжать перекресток параллельно с соседним автомобилем..
Можно попробовать вырваться вперед на самом перекрестке.
Можно правому водителю, двигаясь через перекресток сразу руль не крутить, а начать поворот позже, оставляя запас расстояния между автомобилями.
А можно «висеть на хвосте». То есть держаться позади, чтобы вовремя среагировать на движение соседнего водителя. Так может действовать как правый, так и левый водитель. Но при этом нужно помнить не только о переднем, но и о заднем водителе.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Россиян отучат говорить по телефону за рулем. Это просто
На самом деле, разговоры по телефону за рулем преследуются законом…
Это правонарушение наказывается административным штрафом в размере тысячи пятисот рублей (статья 12.36.1. КоАП РФ). Тем не менее, мало кого останавливало это ограничение. Водители, как и прежде, одной рукой рулят, а другой держат у уха сотовый телефон.
А ГИБДД? «Гаишники» почему-то по большей части бездействуют. Видимо, «копят злобу» и размышляют над тем, как «разорвать порочный круг». Между тем, решение выглядит простым. В ГИБДД начали тестировать дорожные камеры, которые будут фиксировать водителей с телефоном в руке.
Как они будут определять нарушителей? Ну мы же сказали только что: они увидят телефон в руке водителя. А если он взял его только, чтобы ощутить «тепло корпуса только что купленного iPhone»? Или телефон — первое, что оказалось рядом при желании почесать за ухом? А не волнует.
По словам заместителя начальника госавтоинспекции МВД России Александра Быкова, такие технологии проходят тестирование. А пока инспекторы продолжают выявлять таких нарушителей вручную.
Почему камеры не могут выявлять водителей с телефоном в руке прямо сейчас? Они, как оказалось, должны получить сертификаты, подтверждающие, что программное обеспечение и заложенный в них алгоритм способны корректно фиксировать такие случаи и отбраковывать ложные срабатывания. Это требует времени.
На самом деле, автоинспекторы в России уже пробовали использовать камеры для наказания разговорчивых водителей, пренебрегающих использовать технологии «hands free». Но натыкались на противодействие водителей и судей, которых не удавалось убедить в том, что телефон у уха на фото мог использоваться исключительно как средство коммуникации. На самом деле, это было очевидно, но камеры не были сертифицированы для фиксации этого правонарушения. То есть, такая фиксация считается недопустимым доказательством.
Что будет, если камерам разрешат фиксировать нарушение по статье 12.36.1 КоАП РФ? Будет как в Израиле, где только лишь оказавшийся в руках водителя телефон приравнивается к нарушению ПДД. Со всеми вытекающими.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов