0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маркировка масел моторных расшифровка

Содержание

Маркировка моторных масел – как расшифровать код смазки двигателя

В безотказной работе двигателя моторное масло играет важное значение. Каждый владелец автомобиля должен знать, какое подойдет именно для его машины. А для этого он должен уметь расшифровать маркировку, нанесённую на упаковку продукта.

1 Что такое вязкость моторного масла?

Автомобильные масла, используемые в двигателях, выполняют ряд важнейших задач, позволяющих сохранить герметичность цилиндров, уменьшить до максимума трение отдельных частей агрегата, удалять отработанные продукты. Работа силовых частей мотора напрямую связана с большим нагревом деталей, и требования для масла предъявляются очень высокие. Важнейшим значением является вязкость – способность долго сохранить текучесть, находясь на поверхности элементов агрегата.

Автомобильные масла для двигателя Рекомендуем ознакомиться

Моторное масло должно позволять нормально функционировать двигателю при разных температурных показателях внешней среды. Поэтому вязкость продукта должна иметь оптимальную величину, которая позволит агрегату запуститься в любые погодные условия, а масляному насосу должным образом прокачивать масло по системе.

Оптимальное значение коэффициента вязкости определяется производителем авто. Слишком малая вязкость ведёт к преждевременному износу деталей. И наоборот, необоснованно большая вязкость приведёт к уменьшению мощности мотора и повышенному расходу топлива. При выборе оптимально руководствоваться рекомендациями производителя легковой машины и погодными условиями, в которых эксплуатируется техника.

2 Расшифровка маркировки моторного масла по коэффициенту вязкости

Обозначение вязкости на упаковке продукта определяется специальной международной системой SAE J300. Величина вязкости – условные единицы. Чем больше их значение, тем выше показатель вязкости. По этому значению автомобильные моторные масла подразделяются на всесезонные, летние и зимние.

Обозначение вязкости на упаковке продукта

Масла для любого времени года маркируются цифробуквенными значениями. Например, 0W-20, 10W-30, 20W-50. Первые число и буква обозначают зимнее значение вязкости. Чем больше число, тем вязкость выше при отрицательных показателях температуры. Число после тире обозначает значение вязкости в летнее время. Чем оно больше, тем лучше будет смазка двигателя при повышенных температурах во время работы мотора.

Летние моторные масла обозначаются простым числовым значением. Например, SAE 20, 40, 60… Чем больше число, тем выше вязкость. Высокая вязкость обеспечивает повышенную защиту двигателя, но в то же время имеет ряд недостатков. Поэтому выбирайте масло с оптимальным для вашего автомобиля показателем. Зимние масла маркируются числом и буквой W (от англ. winter-зима). Например, SAE 0W, 10W, 25W. И здесь число обозначает показатель вязкости. Небольшая вязкость позволит завести двигатель в сильный мороз, но при прогретом двигателе будет недостаточно предохранять детали от трения.

3 Маркировка моторного масла по классификации API

Масло для двигателя классифицируется ещё и по предназначению и эксплуатационным свойствам. По системе API есть две категории:

  • S (Service). Предназначается для бензиновых двигателей, установленных на легковых автомобилях, небольших автобусах и грузовиках.
  • C (Commercial). Предназначено для грузовиков, тракторов, строительной и дорожной техники с дизельными двигателями.

Маркировка моторной жидкости по системе API Маркировка отечественных и зарубежных автомасел данной квалификации означает следующее. Первая буква говорит о категории (S или C). Следующая литера характеризует эксплуатационные свойства продукта. Чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество. У дизельных продуктов в маркировке имеется ещё и дополнительная цифра, означающая тактность двигателя (двухтактный или четырёхтактный).

Часто масла для двигателей, произведённые зарубежными компаниями, универсальны. Они одинаково хорошо подходят для бензиновых моторов и дизелей. Эта категория смазочного материала маркируется SF/CC и CD/SF. Первая маркировка обозначает лидерство бензинового двигателя, вторая – дизельного. На энергосберегающем продукте мы найдём дополнительную маркировку в виде букв ES.

4 Маркировка моторных масел по классификации ACEA

Маркировка по классификации, установленной ACEA (европейской ассоциацией производителей автотранспорта) имеет свои особенности. Во-первых, их требования несколько выше, чем американские стандарты. Во-вторых, испытания проходят на агрегатах, произведённых в Европе, по совершенно другим методикам. Буквенное значение маркировки расшифровываются так: A/B – бензиновые моторы и дизели легковых машин и грузовиков малого тоннажа; C – совместимость с нейтрализаторами выхлопных газов; E – только для дизелей мощных грузовиков.

Маркировка по классификации ACEA Маркировки имеют ещё и числовые обозначения. Так, категория A1/B1 обозначает предназначение для бензиновых моторов и небольших дизельных движков. Масла A3/B3 рекомендуются при эксплуатации техники в сложных условиях. A3/B4 – подходят к двигателям с прямой подачей бензина или дизтоплива. A5/B5 – для высокопроизводительных бензиновых моторов или дизелей легковых автомобилей.

Жидкость для дизельных движков с сажевым фильтром Категория C также имеет цифровые значения от 1 до 4. Каждое из таких масел рассчитано на использование только в определённых типах двигателей, поэтому необходимо руководствоваться рекомендациями заводов-изготовителей. Категория E делится на подкатегории E4, Е6, Е7, и Е9. Так, маркировка Е4 означает предназначение для дизелей, работающих в очень неблагоприятных условиях. Значение Е6 указывает на применение в дизельных движках, оборудованных сажевым фильтром. Читайте также:Установка дополнительного стоп сигнала

5 ГОСТ – отечественная классификация масел

Существует классификация по ГОСТ. Такую маркировку вы найдёте на продуктах отечественного производства. В самом начале кода продукта должна стоять буква М, которая обозначает, что масло моторное. За ней идёт класс вязкости. Если масло всесезонное, то показатель вязкости указывается дробным значением. В конце кода должна находиться буква группы продукта, обозначающая его эксплуатационные качества, и цифровой индекс. Единица ставится для бензиновых двигателей, двойка для дизелей. ГОСТ рекомендует использовать:

  • Группу А – для бензиновых и дизельных нефорсированных двигателей
  • Группу Б – для малофорсированных двигателей
  • Группу В – для среднефорсированных двигателей
  • Группу Г – для высокофорсированных двигателей
  • Группу Д – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более неблагоприятных условиях, чем моторы группы Г
  • Группу Е – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более экстремальных условиях, чем моторы группы Д

Автомасло для высокофорсированных двигателей Отечественное моторное масло маркируется согласно ГОСТ и по классу вязкости. В данном случае на упаковке мы найдём такую маркировку:

  • 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – для использования летом
  • 33, 43, 53, 63, 6, 8 – для использования зимой
  • дробный код, например, 63/14 – для всех сезонов

Напомним, что продукты класса вязкости 8 часто используют круглый год.

6 Что лучше – синтетическое или минеральное?

Как известно, все моторные масла можно разделить на группы по способу производства. Они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Если минеральное масло изготавливается из натуральных компонентов, чаще всего нефти, то синтетические продукты производятся из искусственных, химических материалов. Полусинтетические масла содержат как минеральную часть, так и синтетическую.

Синтетические и минеральные автомобильные масла

ЦИФЕРНОБУКВЕННЫЙ КОД, НАНЕСЁННЫЙ НА УПАКОВКУ ПРОДУКТА, СОДЕРЖИТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГО СОСТАВЕ.

Читать еще:  Как растаможить автомобиль в абхазии

На синтетической жидкости имеется надпись Fully Synthetic. Они наиболее приемлемы при эксплуатации двигателя при отрицательных температурах воздуха, но несколько дороги.

Синтетическая жидкость с надписью Fully Synthetic Полусинтетические содержат большую долю минеральной смазки. Эта категория относится к универсальным товарам, которые подойдут практически к любому двигателю. Если на упаковке вы найдёте надпись Semi Synthetic, то это масло полусинтетическое. Минеральное маркируется Mineral.

Теперь расшифровка маркировки моторных масел не вызовет у вас трудностей. Значение каждого символа поможет сориентироваться в многообразии смазочных продуктов и выбрать наиболее подходящий для вашего автомобиля. Полная версия статьи с видео!

Расшифровка маркировки моторных масел

Практически на каждой этикетке канистры с моторным маслом вы можете найти сведения о его классе вязкости, спецификациях и допусках автопроизводителей. Попробуем расшифровать значение маркировок моторных масел:

Что может быть на этикетке канистры с маслом:

  1. Класс вязкости SAE. Одной из главнейших качественных характеристик масла является, как известно, его вязкость. Именно от нее зависит степень распределения масла по поверхностям трения, и в конечном счете — ресурс двигателя. Для всесезенных масел первая цифра (рядом с W) — зимний класс, после дефиса «летний» класс. Чем меньше цифры — тем более жидкое масло. От класса вязкости зависит правильное смазывание двигателя, особенно во время пуска и прогрева двигателя при отрицательных температурах. Более жидкое масло работает лучше при отрицательных температурах и экономит топливо на 2%. Более густое масло надежнее при перегревах двигателя, в жарком климате и для старых изношенных движков. Наиболее распространенные классы, безопасные для любых двигателей: 5W-30 и 5W-40. В условиях экстремально низких температур (-40 и ниже) рекомендуется масла 0w-20 и 0w-30. Для старых и изношенных: 15w-40. Будьте осторожней с маслам классов 0w-40 и 0w-50, они могут быть опасны для вашего двигателя.
  2. Спецификации API и ACEA. Спецификации были придуманы чтобы облегчить выбор масла автолюбителям и профессионалам. При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора, и системы очистки выхлопа. Наиболее распространенные классы API SN (американские и азиатские бензиновые двигатели от 2010 г) ACEA A3/B3 (масла с высокими эксплуатационными свойствами для современных бензиновых и легких дизельных двигателей)
  3. Допуски автопроизводителей. Среди европейских производителей распространена также система допусков. В иерархии маркировки допуск стоит на самой высокой ступени . Наличие допуска означает что масло в той или иной форме прошло «контроль качества» внутри производителя вашего автомобиля и рекомендуется им к применению на определенных моделях и в определенных условиях. Примеры допусков: MB-APPROVAL 229.5, WV 504.00, FORD WSS M2C
  4. Штрих код. Зачастую на этикетке не укзывают страну производства, однако по первым цифрам штрих-кода всегда можно точно установить, где сделано масло. Смотрите таблицу первых цифр самых распространенных штрих кодов:
  5. Номер партии и дата производства. Номер партии указывается как правило на самой канистре с маслом (не на этикетке), это уникальный номер который присваивается партии смазочного материала произведенной в один день на одной мешалке. Там же может указываться дата производства. Хотя срок годности масел составляет целых три года, не лишним будет убедится что продукт не прострочен. Если у вас возникли подозрения в подлинности масла, необходимо отправить номер партии и фото этикетки производителю, в подавляющем большинстве случаев ваше обращении будет рассмотрите и вы оперативно получите ответ
  6. Псевдомаркировка. В большинстве случаев производители моторных масел добавляют на этикетку большое количество информации, которая не является общепризнанной стандартной маркировкой, но должна выделить данное масло среди других, показать его преимущества. Обычно эта маркировка не имеет никаких технических корней и является плодом творчества маркетологов, которые эксплуатируют наши с вами заблуждения. Примеры: fully syntetic, HC, очищающее, эстеровое, с добавлением умных молекул, противоизносное и т.д.
  7. Специальные категории моторных масел. Существуют моторные масла, специального в основном промышленного применения. Как правило, эти масла серьезно отличаются от обычных автомобильных отличаются по характеристиками, , применять их не по назначению не допускается. Примеры: судовые, авиационные масла, для газо-поршневых стационарных двигателей, тракторные масла.

Теперь подробнее рассмотрим эти группы

Маркировка масла по вязкости

Вязкость масла определяется при высоких температурах и больших скоростях сдвига трущихся поверхностей, характеризуясь тремя показателями — динамическим, кинематическим, а также индексом вязкости. Скажем, изменение динамической вязкости показывает, как моторное масло поведет себя под воздействием давления. Она измеряется в пуазах (Р). Кинематическая вязкость характеризует изменение свойств масла под действием сил, например, центробежных, и измеряется в сантистоксах (сSt) или в мм2/с. А вот индекс вязкости дает оценку зависимости вязкости масла от температуры. Чем шире температурный диапазон, в котором должна быть обеспечена необходимая текучесть и вязкость масла, тем выше должен быть его индекс. Только тогда моторное масло можно считать высококачественным.

По вязкостным характеристикам масла принято подразделяют на всесезонные, летние и зимние.

К всесезонным относятся масла классов:
SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40.

При маркировке всесезонных масел должны присутствовать два числа вязкости, первое — вязкость при низких температурах, второе – при высоких.

Летние, наиболее вязкие, масла классов:
SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.

Число после SAE обозначает степень вязкости, чем оно больше, тем больше вязкость конкретного масла.

Зимние, менее вязкие, масла классов:
SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W.

В обозначениях зимних моторных масел должна присутствовать буква W – winter (зимние).

Специализированные масла (летние, зимние) в настоящее время на потребительском рынке практически не встречаются, их постепенно вытеснили всесезонные, но это совсем не означает, что можно использовать любое из предлагаемых на рынке всесезонных моторных масел.

Чтобы правильно выбрать масло для конкретного двигателя, нужно учитывать ряд факторов

1. Требования производителя автомобиля изложенные в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке).

Конструкция двигателей может сильно отличаться друг от друга. При разработке новых моторов конструкторы ориентируются на определенную вязкость масла. Поэтому у разных моделей — разная мощность маслонаососов, диаметр пропускных каналов, размер хонинговки, разные параметры по отводу тепла. Поэтому прежде чем покупать моторное масла, загляните в инструкцию по эксплуатации, в крайнем случае воспользуйтесь одним из поборников масла на сайте Шелл, Мобил, Кастрол и т.д. Все они подбирают масло по системе Олислагер, где забиты требования автопроизводителей и подбор масел идет по ним.

2. Климатические условия эксплуатации автомобиля.

Все довольно просто, чем холоднее температура окружающей среды, тем меньше должен быть класс вязкости моторного масла (число стоящее после букв SAE):

Приблизительные температурные пределы использования масел различных классов по SAE

3. Срок эксплуатации и текущее состояние двигателя.

При длительном сроке эксплуатации автомобиля зазоры в парах трения двигателя значительно увеличиваются, что требует применения более вязкого масла для обеспечения удовлетворительного давления в смазочной системе. Это особенно важно в летнее время, когда двигатель автомобиля может нагреваться до максимальных температур.

Для старых изношенных двигателей, ресурс которых подходит к концу, рекомендуют использовать моторные масла, класс которого выше чем указаны сервисной книжке. Этом могут быть классы SAE 15W-40, SAE 20W-40, для совсем старых двигателей лучше остановиться на классах: SAE 15W-50, SAE 20W-50. Внимание, заливая масло повышенного класса обращайте внимание на температуру. Вязкое масло при крепком морозе — может стать не лекарством, а ядом которое убьет двигатель.

4. Экономия топлива или гоночный стиль вождения?

Если экономия в 1-2% важны для вас и в вашей сервисной книжке допускается использовать низковязкие масла (0W-20, 5W-20, 5W-30) — обратите внимание на марки масел это класса SAE. Напротив, если на экономию топлива вам плевать и вы любите выжать педаль в пол, выбирайте как можно более густое масло из того что допускается для вашего мотора. Толстая пленка между трущимися деталями — снизит износ, и предотвратит возможные поломки, вызванные экстремальными условиями эксплуатации.

Читать еще:  Какой песок для пескоструйного пистолета использовать

Спецификации API и ACEA

Кроме обозначений вязкости, на этикетках присутствуют и другие буквенные обозначения, начинающиеся с букв API (классификация американского института нефти). Это маркировка ведет свою родословную из США, именно поэтому требования заливать масло соответсвующее определенному классу API вы найдете прежде всего у американских и азиатских автомобильных брендов. Приведем расшифровку маркировки API. Классификация API делит масла на две основных категории:

  • S (Service) говорит о том, что данное масло предназначено для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков малой грузоподъемности;
  • Масло категории С (Commercial) используется в дизельных двигателях коммерческих автомобилей.

Как правило, особой категории для легковых дизелей по этой классификации не предусмотрено, для них обычно используют универсальные масла категории S/C.

После буквы S указывается «версия» спецификации A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, N (каждое усовершенствование спецификации — обозначается новой буквой латинского алфавита). Как правило, чем более поздняя спецификация, тем выше уровень основных эксплуатационных свойств масла. Только масла с последними спецификациями подойдут для новейших двигателей. На счет обратного есть противоречивые мнения. Не смотря на то , что API уверяет в обратной совместимости, многие владельцы ретроавтомоиблей используют масла ранних, и даже отмененных категорий.

Стандартизированная маркировка API в США

После буквы С (дизельные) указывается уровень основных эксплуатационных свойств масла, который обозначается буквами: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J. Дополнительно после буквенного обозначения могут ставиться цифра, указывающая тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный. В настоящее время в основном используются классы: CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 PLUS, CJ-4. Масла по более поздним категориям, дороже и предназначены прежде всего для автомобилей с системой очиски выхлопа (катализатор, EGR, сажевый фильтр)

В США обязателен определенный вид маркировки API приведенный на иллюстрации. (1) — категория API (2)Класс вязкости (3)Обозначение — что масло экологично/ресурсосберегающее. Специальная комиссия API регулярно проверяет масло в магазинах, выявляет и наказывает нарушителей маркировки, и тех, чье масло не соответствует уровню заявленной спецификации.

Кроме выше перечисленного, в обозначении моторного масла может присутствовать аббревиатура АСЕА – классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей. По специфики данной классификации масла делят на три класса: А/B – для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, С — для бензиновых и дизельных двигателей оснащенных катализатором, Е – для дизельных двигателей грузовиков. За буквенным обозначением следует категория — цифра , которая характеризует уровень основных эксплуатационных свойств данного масла. Так же в конце спецификации — может приводиться год принятия категории.

Другие спецификации

Довольно редко, в основном у японских автомобилей вам может встретиться спецификации Global DHD и ILSAC. Создание этих спецификации было попыткой объединить требования API и ACEA с требованиями японских автопроизводителей. Впрочем особого развития эта идея не получила и вторая версия так и не появилась. Для японских и корейских мотоциклов двольно распространена спецификация JASO. Для 2-тактных двигателей (FA , FB, FC, FD по мере возрастания свойств, а для четрехтактных MA и MB). Для двигателей гидроциклов и снегоходов — ориентируйтесь на спецификацию NMMA.

Теперь Вы без труда сможете разобраться в особенностях маркировки на этикетках канистр с моторными маслами. Если все-таки что-то непонятно и остались вопросы — задавайте в комментариях, я обязательно отвечу. Внимание : из-за большого количества автоматического спама комментарии на премодерации, т.е. ваш вопрос будет опубликован, когда я отвечу на него (делаю я это примерно раз в неделю). Если вы хотите получить рекомендацию по марке масла пожалуйста указывайте модель автомобиля, характеристики двигателя (дизель или бензин, объем, модель, год) , условия эксплуатации, какое масло заливается сейчас, какие рекомендации прописаны в сервисной книжке).

Маркировка моторных масел SAE API ACEA

Маркировка моторных масел – этот вопрос на протяжении многих лет волнует начинающих водителей. И действительно, маркировку моторного масла знать очень важно, так как именно от этого компонента напрямую зависит стабильная работа двигателя вашего автомобиля.

Моторные масла работают в очень тяжелых условиях (по сравнению с другими смазочными материалами, применяемым в автомобилях – несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками).

У моторных же режим рваный – одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию – кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах.

Практически на каждой этикетке канистры с моторным маслом вы можете найти сведения о его классе вязкости, спецификациях и допусках автопроизводителей. Попробуем расшифровать значение маркировок моторных масел.

Видео: Что означают цифры на этикетке моторного масла

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.

Функции моторного масла инфографика

Класс вязкости всесезонного масла обозначают через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).

Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла. Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).
Читать еще:  Какой антифриз заливать в солярис 2011

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену.

Маркировка моторных масел в России

В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Маркировка и расшифровка моторных масел 5w30 и 5w40

При эксплуатации автомобиля владельцы сталкиваются с необходимостью замены изношенных запасных частей и расходных материалов, включая технические жидкости.

Регулярное техническое обслуживание подразумевает обязательную замену моторного масла. В отличие от марки бензина, смазочные материалы имеют множество параметров, характеристик и стандартов.

Они могут быть условными (допуски для конкретных марок авто), так и безусловными, которые определяют совместимость со многими марками и моделями двигателей.

Наиболее популярным является стандарт 5W30, расшифровка которого определяет климатические условия эксплуатации. После обязательной привязки к дилерскому сервису (окончание гарантийного срока), водителю приходится самостоятельно разбираться, что включает в себя маркировка моторных масел.

Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов

Опустим за скобками конкретные спецификации автопроизводителей, хотя их наличие освобождает от необходимости изучать остальные технические характеристики. Любое моторное масло имеет универсальные признаки, которые подходят разным двигателям.

Что значат цифры 5w40 на канистре — видео

Одна из основных характеристик – классификация по вязкости SAE.

Краткая история возникновения стандарта

Аббревиатура SAE означает формализованное общество автомобильных инженеров, в которое вовлечены практически все государства, так или иначе связанные с производством и массовой эксплуатацией транспортных средств.

Оно образовано в 1905 году, когда всем стало ясно, что будущее транспортных перевозок за автомобилями. На сегодняшний день существует более двух с половиной тысяч стандартов для эксплуатации любых видов транспорта и стационарных механизмов.

Разобраться в них для неподготовленного эксплуатанта – настоящая проблема. Ведь эти стандарты действительны не только для привычного нам транспортного средства индивидуального пользования.

Технологии охватывают общественный транспорт, грузовые транспортные средства, строительную и дорожную технику, сельскохозяйственные агрегаты.

Подробно что такое SAE — видео

Форматы, разработанные сообществом автомобильных инженеров, и получившие единый формат SAE, создают почти 500 рабочих групп, имеющих аккредитацию в разных странах.

В технических формулярах можно встретить иное название: «J-Reports». В рабочих группах занято более 4 тысяч сертифицированных специалистов, обладающих правом присваивать международную расшифровку обозначений смазочных материалов.

Актуальность стандартов имеет четкие задачи, помогающие не только потребителям, но и покупателям смазочных материалов:

  • установка гарантированных и последовательных ожиданий при эксплуатации приобретаемого продукта;
  • соблюдение норм, установленных международными договорами на экспертном уровне;
  • соблюдение уровня качества выпускаемых смазочных материалов;
  • гарантированная совместимость расходных материалов с агрегатами, в которых предполагается использование;
  • экономия денежных средств для потребителя;
  • сокращение затрат на разработку и производство новых продуктов;
  • сохранение природных ресурсов, включая снижение вреда при утилизации смазочных материалов.

Позитивный результат деятельности общества автомобильных инженеров:

  • для производителей – выработка единых стандартов, предупреждение недобросовестной конкуренции (манипулирование мнимыми цифрами базовых характеристик);
  • для потребителя – четкие и единые стандарты маркировки смазочных материалов, по которым можно мгновенно идентифицировать продукт.

Популярные обозначения: расшифровка масла 5w30 и 5w40

Такая классификация принята вышеупомянутым сообществом инженеров (SAE) в 1911 году, когда относительное разнообразие двигателей вынудило производителей масел расширить ассортимент.

К тому же, к этому времени автомобили начали эксплуатироваться в различных климатических поясах: возникла необходимость классифицировать применяемость в зависимости от температуры окружающей среды.

Именно вязкость масла, точнее сохранение этого параметра в определенном диапазоне температур, легла в основу стандарта. Классификатор SAE получил код J300, и включил в себя следующие пороги температуры:

  • 6 классов для эксплуатации в зимних условиях (в классическом понимании для средних широт): 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
  • 5 классов для эксплуатации в летних условиях: 20, 30, 40, 50, 60.

Поскольку эксплуатация автомобилей в тропическом климате для отечественного потребителя не актуальна, рассмотрим так называемые всесезонные масла. Их можно заливать в автомобиль без привязки к определенному времени года.

При этом, обозначение температурной совместимости может сдвигаться в нужную сторону: для регионов с преобладанием зимнего или летнего периодов.

Узконаправленные стандарты характерны лишь для немногих регионов: крайний север, или жаркая пустынная местность с постоянными плюсовыми температурами.

Цифровые обозначения привязывают смазку к температурным режимам, но не обозначают конкретное значение в градусах. Число слева от литеры «W» характеризуют зимний диапазон температур, справа – летний. Привязка к температурам указана на иллюстрации, в виде диаграммы.

Для эксплуатации двигателя особенно важны две характеристики:

  1. Температура прокачиваемости (минимальная и максимальная). Цифры означают, что в указанном диапазоне, масло гарантировано пройдет по каналам маслопроводов, не застынет, и не будет стекать вниз.
  2. Минимальная температура, при которой стартер в состоянии провернуть коленчатый вал для старта двигателя. Низкие температуры настолько увеличивают вязкость масла, что оно намертво схватывает вращающиеся элементы.

Наглядный пример на иллюстрации:

Если коротко, то, например, маркировка масла 5w40 означает что масло более густое, по сравнению с 5w30 и, следовательно, лучше защищает двигатель в условиях жаркого климата.

Минералка, синтетика или полусинтетика, дизель или бензин

Несмотря на практику внедрения в моторные масла большого количества присадок, качество конечного продукта на 70% определяется базовой основой, то есть средой, в которую эти компоненты добавляются.

Классификатор SAE предписывает следующую маркировку:

  1. Если масло произведено на базе основы, полученной в результате переработки сырой нефти, на этикетке присутствует слово «Mineral». Оно означает, что сырье 100% природного происхождения, причем способ переработки – дистилляция.
  2. Базовая основа, полученная в результате синтеза (из природного газа или иным способом), маркируется фразой «Fully Synthetic». При этом в конечном продукте могут присутствовать минеральные присадки, это никак не влияет на происхождение основы.
  3. В целях снижения себестоимости продукта, при сохранении качеств, присущих синтетическим маслам, производители могут смешивать минеральную основу с базой, полученной искусственным путем. Такие смазки обозначаются, как «Semi Synthetic».
  4. Существует категория, которая не попадает ни под одну из перечисленных. Это базовая основа, полученная из натуральной нефти путем переработки по технологии гидрокрекинга.

Процедура настолько глубокая, что свойства основы мало отличаются от чистой синтетики. Тем не менее, это минеральная база.

При активном лобби нефтепроизводителей, ассоциация SAE приняла решение относить такие масла к категории синтетических. Производитель на добровольной основе может маркировать продукт аббревиатурой «HC», то есть гидрокрекинговое. А может и не маркировать: это не является нарушением.

Дизельные или бензиновые двигатели работают в разных условиях, с точки зрения применимости масел. Например, для моторов, работающих на тяжелом топливе, характерны ударные нагрузки и наличие сажевых отложений в картере.

Поэтому существуют масла, разработанные как для отдельных категорий (дизель/бензин), так и универсальные. Информация обязательно присутствует в маркировке.

Классификация масел по API

Кроме сугубо технических параметров, международное сообщество ввело стандарт качества для смазочных материалов: API. Его расшифровка (например: API SM/CF) привязана к типу двигателя, году выпуска автомобиля, эксплуатационным и качественным характеристикам масла.

  • литера «S» обозначает принадлежность к бензиновым моторам;
  • литера «C» обозначает принадлежность к дизельным двигателям.

Последняя буква (расшифровка SM, SN, CF и пр.) как раз характеризует качество и совместимость с поколениями автомобилей.

Чем она выше (порядковый номер буквы в латинском алфавите), тем более качественному стандарту соответствует масло. Каждый следующий стандарт расшифровки поглощает предыдущий: то есть, обратной совместимости нет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×