0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли тракторам ездить по дорогам

Если транспорт не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Регистрация транспортных средств, в свою очередь, порождает для налогоплательщика объект обложения транспортным налогом. Однако в отношении спецтехники (тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним) и транспорта, который не ездит по дорогам общего пользования и, соответственно, может быть не зарегистрирован должным образом, вопросы возникают. Уплачивается ли транспортный налог при таких обстоятельствах? Что думают по этому поводу судьи?

О порядке госрегистрации автотранспорта…

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938).

В пункте 1 названного документа отмечено, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. А в пункте 2 Постановления № 938 поясняется, какой транспорт подлежит регистрации и кто осуществляет данный процесс*.

Отметим, что в п. 2 Постановления № 938 сказано также о транспортных средствах воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, однако в настоящей статье данный транспорт не рассматривается.

Таким образом, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный предел (объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано, причем в течение пяти суток после приобретения (п. 3 Постановления № 938).

К сведению

Обязательным условием регистрации самоходных машин и других видов техники в органах Гостехнадзора и допуска их к эксплуатации являются их паспорта (ПСМ). Это следует из Постановления Правительства РФ № 460, а также Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора).

ПСМ выдаются на тракторы, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора (п. 1.3Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники).

Регистрация транспортных средств в органах ГИБДД в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ производится на основании паспортов транспортных средств (ПТС).

…и о нормах Налогового кодекса

Плательщиками транспортного налога (в силу ст. 357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообло­жения. В статье 358 НК РФ перечислен транспорт, подлежащий обложению налогом, а также представлен перечень «льготного» (не облагаемого транспортным налогом) транспорта. В последнем – и легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, и промысловые морские и речные суда, и специальные автомашины (в том числе тракторы и самоходные комбайны), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (полный список см. в п. 2 названной статьи НК РФ).

А вот «особый» (о котором речь идет в настоящей статье) транспорт к «льготному» списку не причислен. Получается, если таковой зарегистрирован в установленном порядке, он является объектом обложения транспортным налогом.

Подтверждение представленного вывода находим в разъяснениях финансистов и налоговиков. Например, в Письме Минфина России от 25.08.2009 № 03‑05‑05‑04/09 отмечено: самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

Если транспортное средство не зарегистрировано…

Некоторые организации (индивидуальные предприниматели), пытаясь сэкономить на транспортном налоге, намеренно не регистрируют транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, а используется лишь на «рабочей» территории.

Обратите внимание

За несоблюдение сроков госрегистрации транспорта органы ГИБДД или Гос­технадзора могут оштрафовать организацию на 1 000 – 3 000 руб., а руководителя (или коммерсанта) – на 100 – 300 руб.

Однако отсутствие регистрации транспорта – еще не повод не платить транспортный налог. При проверке нарушитель будет обязательно выявлен, и ему доначислят транспортный налог, штраф и пени (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ).

Надо сказать, что у судей (до недавнего времени, о чем мы скажем ниже) не было согласия в решении данного вопроса. Одни, поддерживая налоговиков, приходили к выводу, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица зарегистрировать принадлежащий ему транспорт. Име­ющаяся у организации (ИП) обязанность в установленном порядке произвести госрегистрацию объектов налогообложения только подтверждает, что организация является плательщиком транспортного налога на используемые транспортные средства (см., например, постановленияФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09, от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Другие арбитры, напротив, занимали сторону налогоплательщиков, аргументируя свою позицию тем, что Налоговый кодекс не предусматривает в качестве основания для возникновения обязанности по уплате транспортного налога само наличие у лица транспорта (см., например, постановления ФАС СКО от 02.07.2010 № А63-7901/2009, ФАС ПО от 16.10.2008 № А57-2039/08, ФАС ЦО от 25.04.2006 № А48-1284/05-19).

В качестве примера рассмотрим ПостановлениеПятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 № 15АП-14365/2011.

Обществом были приобретены и учтены (с присвоением инвентарных номеров) два автопогрузчика. Однако в постановке на учет спецтранспорта в органах Гостехнадзора было отказано (что подтверждено письмом, выданным управлением Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники) по причине отсутствия необходимой технической документации, без которой данный процесс невозможен. (Документация, в частности, не была передана продавцом.)

Поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении (ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом нет.

Кроме того, автопогрузчики относятся к специализированной технике и не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Из представленных документов следует, что в соответствии с приказом («О безопасной эксплуатации автопогрузчиков»), выпущенным генеральным директором общества, выезд данной техники за пределы территории предприятия был запрещен.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу: поскольку автопогрузчики не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД и Гостехнадзора и не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, они не могут быть признаны объектами обложения транспортным налогом в силу п. 1 ст. 358 НК РФ.

Читать еще:  Колодки тормозные передние джили эмгранд ес7

Надо сказать, что Постановлением ФАС СКО от 25.05.2012 № А53-17169/2011 рассматриваемое постановление оставлено в силе.

Позиция высших арбитров

Во всем разнообразии арбитражной практики наше внимание привлекло дело № А73-12291/2010. Спор возник из-за транспортных средств – самоходной техники и механизмов на гусеничном ходу (бульдозеров, экскаваторов, автопогрузчиков, тракторов и др.), введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе общества, но не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах Гостехнадзора. В этой связи транспортные средства не были включены в объект налогообложения, что и вызвало спор с контролерами.

По мнению организации, упомянутый транспорт эксплуатируется в пределах промышленной площадки (горного отвода) и не участвует в дорожном движении. Раз так, регистрировать его (и, соответственно, платить налог) не надо.

Но налоговый орган, как уже было отмечено, посчитал иначе, и началась судебная тяжба, дошедшая до высших арбитров. Последние, передавая настоящее дело на пересмотр (Определение ВАС РФ от 16.02.2012 № ВАС-14341/11), сослались на судебную практику, в которой указано на возможность не платить транспортный налог в отношении транспортных средств, эксплуатация которых допускается лишь на закрытой территории. Обос­новывая свою позицию, суды сослались на Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О, из содержания которого следует, что с учетом особенностей транспортного налога налоговая база по нему определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в общем дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом не имеется.

Однако Президиум ВАС (Постановление от 07.06.2012 14341/11) довод предприятия отклонил, а ранее принятые судебные акты оставил без изменения. В результате жалоба налогоплательщика не была удовлетворена: ему надо будет заплатить транспортный налог.

Стоит ли игра свеч?

Что ж, после того как позиция высших арбитров, сводящаяся к тому, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории предприятия и не предназначенный для использования на дорогах общего пользования, тоже подлежит обложению транспортным налогом, определена, предприятиям (ИП), обладающим таким транспортом, лишний раз надо задуматься, стоит ли в подобных случаях экономить на налогах. Ведь вердикт судей, вероятнее всего, будет неутешителен.

Тем не менее хочется отметить, что любая ситуация рассматривается с учетом частных обстоятельств. Это прослеживалось и в Постановлении ФАС СКО № А53-17169/2011, представленном выше, где арбитры заняли сторону налогоплательщика на основании отказа органа Гостехнадзора, зафиксированного в письменном виде, в регистрации автопогрузчиков.

А вот еще один пример – Постановление ФАС МО от 21.04.2011 № КА-А40/2824-11. Инспекция установила, что по договору купли-продажи (ноябрь 2006 года) общество приобрело у ОАО транспортные средства (два бульдозера на базе трактора). Бульдозеры были приняты обществом к учету в ноябре 2006 года, но зарегистрированы в органах Гостехнадзора в январе 2007 года.

Поскольку регистрация транспортных средств зависит от воли налогоплательщика, который до января 2007 года их не регистрировал, инспекция сделала вывод, что общество должно было уплачивать налог с момента принятия бульдозеров к учету.

Признавая решение инспекции недействительным, суды установили отсутствие обязанности по уплате налога в 2006 году.

Действительно, в 2006 году транспортные средства за обществом зарегистрированы не были. Однако для регистрации транспортных средств необходимо прохождение определенной процедуры. С момента приобретения бульдозеров до их регистрации прошел незначительный (около двух месяцев) период времени. Общество заинтересовано в получении дохода от использования бульдозеров. Использование незарегистрированных бульдозеров невозможно. Следовательно, нет оснований считать, что общество действовало недобросовестно, уклоняясь от регистрации бульдозеров с целью не платить налог.

Кроме того, бульдозеры были куплены у ОАО и могли быть сняты с регистрации в 2007 году. В связи с этим продавец мог уплатить транспортный налог со спорных объектов в 2006 году, то есть неуплата налога в бюджет может отсутствовать.

  1. Органы регистрации – военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования.
  2. Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации».
  3. Утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995.
  4. Утверждено Госстандартом России 26.06.1995 и Минсельхозпродом России 28.06.1995 и согласовано с МВД России 15.06.1995.
  5. Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».
  6. Данное правило не распространяется на лиц – организаторов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта (ст. 358 НК РФ).
  7. См. также письма Минфина России от 17.08.2007 № 03‑05‑06‑04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 № 23-10/3/37665.
  8. Пункты 2.8, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ; п. 7, 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ.
  9. В частности, на постановления ФАС СЗО от 23.03.2009 № А05-8942/2008, ФАС МО от 23.01.2007 № А40-13318/06, от 08.12.2008 № А40-68552/07‑107‑397.

О порядке движения тракторов и комбайнов по дорогам общего пользования

В период уборочной страды актуальными становятся вопросы порядка движения тракторов, комбайнов по дорогам общего пользования.

Напоминаем владельцам техники, что движение по дорогам общего пользования регламентируется Правилами дорожного движения.

Сзади механических транспортных средств, для которых предприятием – изготовителем установлена максимальная скорость 30 км/ч, устанавливается опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство». На колесных тракторах (класса 1.4 т) с прицепами устанавливается опознавательный знак «Автопоезд».

В соответствии со статьей 23.4 Правил груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

Если габариты транспортного средства превышают по ширине — 2,55 м., по высоте — 4 м., по длине – 20 м., то их движение должно осуществляться в соответствие с Инструкцией «По перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» утвержденной Минтрансом России от 27 мая 1996 года. Заявления на согласование перевозок подаются владельцам дорог.

Кроме этого, маршрут движения согласуется с соответствующим подразделением ГИБДД.

В сопровождении груза участвуют и «автомобили прикрытия» — транспортные средства, оснащенные специальными сигналами, а в некоторых случаях и спецмаркировкой. Таким образом, присутствие автомобилей прикрытия оповещает всех участников дорожного движения о том, что производится транспортировка негабарита, соблюдается особый скоростной режим и другие правила перевозки негабаритного груза.

В соответствии со статьей 3.4 Правил проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

  • выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
  • перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
  • сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.
Читать еще:  Клапанная крышка opel astra h z18xer

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Порядок движения сельхозтехники по дорогам общего пользования упростили

По настоянию ОНФ Министерство транспорта РФ утвердило новый, упрощенный порядок выдачи спецразрешений на движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта по автодорогам. Это заметно облегчит жизнь аграриев, ведь вся сельхозтехника относится к этой категории и может ездить по дорогам только при наличии специального разрешения. Активисты Народного фронта вместе со специалистами Минтранса скорректировали прежний порядок с учетом пожеланий сельхозпроизводителей. Приказ об утверждении нового порядка сейчас находится на регистрации в Минюсте России.

О проблемах, которые возникают при получении специальных разрешений на движение сельхозтехники по автодорогам, аграрии говорят не первый год.

Действующий порядок выдачи спецразрешений для крупногабаритной техники был утвержден Минтрансом в 2012 г. Еще тогда документ вызвал немало претензий со стороны сельхозпроизводителей. Но скорректировать его не удавалось. В 2016 г. по этому вопросу обратились к члену Центрального штаба ОНФ, депутату Госдумы РФ Наталье Костенко фермеры Лабинского района Краснодарского края, после чего удалось выстроить эффективный диалог по решению проблемы.

В частности, разрешение дает право совершать не более 10 поездок на строго определенном транспортном средстве и по строго определенному маршруту и действует не более трех месяцев с даты выдачи. При подаче заявления необходимо составить схему транспортных средств, в отношении которых запрашивается разрешение, указать их номера, пункты отправления и прибытия, срок перевозки и характеристики груза, массу тягача, расстояние между осями, нагрузку на них и другие сведения.

Фермеры рассказывали, что ограничение максимального количества поездок по одному разрешению сильно затрудняет работу. Ведь во время посевной или уборки урожая количество поездок может составлять 30–40 в течение двух недель. Это вынуждает аграриев многократно оформлять такие разрешения. Таким образом, сельхозпроизводители в самую горячую уборочную страду вынуждены были не урожай спасать, а многократно собирать пакеты документов. И ждать разрешение на 10 поездок целый месяц.

По инициативе экспертов Народного фронта в июле 2017 г. в Минтрансе прошло совещание, по итогам которого было решено упростить порядок выдачи спецразрешений. Подписанный сейчас приказ – реализация достигнутой в прошлом году договоренности.

Теперь, согласно документу, сельхозпроизводители при получении спецразрешения могут указывать не только пункт отправления комбайна и пункт его назначения (как было до сих пор), но и промежуточные точки – места проведения работ. Это позволяет избежать штрафов за отклонение от строго определенного маршрута. Как объясняли фермеры, маршрут поездки часто изменяется накануне, это зависит от погодных условий и других сугубо хозяйственных факторов. А штраф за отклонение от него может достигать 500 тыс. руб.

Новый порядок сокращает число документов, которые фермеры должны предъявлять при получении повторного спецразрешения. Больше не потребуется повторно предоставлять паспорт и схему транспортного средства (или автопоезда) с изображением размещения груза, указанием габаритов транспортного средства, количества и взаимного расположения его осей и колес, распределения нагрузки по осям, сведений о технических требованиях к перевозке груза. Достаточно будет лишь приложить к заявлению копию прежнего спецразрешения и квитанцию об оплате госпошлины.

Но проблема транспортировки прицепной техники, к сожалению, так и осталась нерешенной из-за позиции Минсельхоза России. В новом порядке сохранилось требование указывать государственные регистрационные знаки в отношении сеялок, культиваторов, жаток и других подобных прицепов. Но оно невыполнимо для аграриев. Ведь такие знаки предусмотрены только для комбайнов и тракторов.

ОНФ и Минтранс России предлагали внести изменения в нормативные правовые акты, которые позволят выдавать госномера для сеялок, культиваторов, жаток и т.п. Но Минсельхоз в своем письме выступил категорически против таких нововведений.

В результате, как предполагают аграрии, уполномоченные органы по-прежнему будут отказывать им в выдаче спецразрешений или же фермерам придется обходить в заявлении упоминание прицепной техники. Но это нарушение, за которое грозит штраф от ГИБДД.

«Мы благодарны представителям Минтранса России, которые помогли нам решить одну из злободневных задач, поставленную кубанскими фермерами. Новый порядок заметно облегчит жизнь им и другим сельхозпроизводителям страны. Надеемся, что процесс регистрации приказа Минюстом России не затянется и фермерам удастся почувствовать улучшение ситуации уже в ходе нынешних посевных работ. Мы также рассчитываем на то, что Минсельхоз и Минтранс найдут взаимопонимание при решении проблемы указания госномеров для сеялок, культиваторов и пр. Правда, на достижение такого компромисса, скорее всего, уйдут годы. И отечественных сельхозпроизводителей, которые должны наращивать производство, выполняя задачи президента страны на пути к экономическому прорыву, будет сдерживать неповоротливая бюрократическая машина», – прокомментировала ситуацию член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко.

«Трактор куда ни отправь, везде будет неугоден. Неужели его нужно запретить как класс?» О тихоходах на МКАД

Общество скоро на выводы и поиск виновного. Через сутки после трагического происшествия на МКАД появилась петиция, авторы которой призывают ограничить движение тихоходов на кольцевой дороге. Категоричность запретов обычно не предполагает исключений, но если рассуждать всерьез, то все оказывается не так просто. Водители сами заинтересованы в движении тракторов и погрузчиков, которые участвуют в уборке, ремонте улиц и дорог. Если же «посадить» их на тралы, то, во-первых, скорость передвижения/перемещения увеличится не сильно, а во-вторых, вырастет стоимость услуг и продукции. Словом, вопросы, как, где и сами ли должны передвигаться тихоходные транспортные средства, порождают еще больше дилемм и неразрешимых задач. Об этом — в субботнем «Разборе. ».

В Москве ограничили движение грузовой техники. Чем мы хуже?

Умышленно не выезжали на место происшествия, поскольку эта трагедия могла произойти в любой точке кольцевой дороги. Суть — в режиме движения и энергии, которую сложно погасить одномоментно и без последствий.

Напомним обстоятельства, о которых сообщалось сразу после ДТП. Произошло столкновение грузового автомобиля Scania с фронтальным погрузчиком. Тот от удара переехал на внешнее кольцо и врезался в три легковушки. Погибли водитель и двое пассажиров Mazda.

— Когда трактор или погрузчик, то бишь тихоходное транспортное средство, движется по скоростной дороге, это может быть опасным, — соглашается Юрий Краснов. — После происшествия на МКАД была создана петиция, в которой авторы просят ограничить движение подобной техники с 7 до 22 часов. Но насколько это уместно?

Нечто подобное было введено в Москве, и мера оправдала себя: действуют серьезные ограничения в движении грузовых автомобилей в центральной части города и временные — на МКАД, где такие транспортные средства могут ездить только в ночные часы (правда, есть исключения).

— Чем выше ограничение скорости, тем больше проблем создают трактора и погрузчики. Они очень медленные, а еще иногда им надо перестраиваться, — продолжает ведущий рубрики.

Трактор на кольцевой — это характерно.

Выехав на МКАД, замечаем грузовик, который движется в крайней левой полосе. Чтобы туда добраться, он совершил как минимум два перестроения. И еще два ему предстоит выполнить впоследствии. Главный вопрос: зачем? Опередить легковушки? Получается, большой шкаф четыре раза перемещается по полосам ради того, чтобы быть на несколько секунд быстрее? А в чем рациональность?

Читать еще:  Правила обгона на нерегулируемом перекрестке

— Иногда видишь на дороге водителей габаритного транспорта, которые так лихо маневрируют, словно они движутся на легковушке, — подтверждает Юрий Краснов. — А ведь специфика есть. Во-первых, отслеживать ситуацию сложнее — зеркал меньше (салонного нет). Во-вторых, грузовики или трактора менее маневренные в силу габаритов. В-третьих, им требуется больше времени для перестроения.

«Водителям большегрузов нужно больше раз проверять информацию, они чаще отвлекаются на отслеживание ситуации сзади. Соответственно, повышается риск упустить что-то впереди»

Возникает резонный вопрос: почему водитель фуры Scania, задержанный вскоре после аварии, не увидел погрузчик, который имеет большие габариты и обычно окрашен в ярко-оранжевый цвет?

— Например, это могло случиться в результате того же перестроения — своего или чужого, — рассуждает ведущий «Разборов. ». — Впереди двигалось другое габаритное транспортное средство, которое резко ушло в сторону в последний момент? Или сам водитель Scania совершал перестроение, не думая, что быстро нагонит погрузчик?

По той же причине могла произойти недавняя авария на ул. Радиальной в Минске. Напомним, что сообщали пользователи форума: «На спуске с эстакады грузовичок, смяв свою кабину, вытолкал фуру на бордюр».

А вот и трактор! На внешней стороне кольцевой дороги нагоняем МТЗ с прицепом. Даже искать долго не пришлось. Это действительно достаточно типичная картина.

— Сзади проблесковый маячок не очень заметен, он как бы свернут набок, — отмечает Юрий Краснов. — Габариты тоже не шибко видны. На кузове прицепа наклейка «30». Реальная скорость — 35—37 км/ч, судя по спидометру. Что можно сказать? Такая медлительная техника может создавать предпосылки для ДТП.

Сзади как раз развивается любопытная ситуация. К нам приближается грузовой автомобиль. Из-за плотного потока у водителя нет возможности перестроиться во второй ряд. Он нагоняет нас и наконец уходит левее.

Следом — еще один большегруз. Вот только времени и пространства у его водителя уже меньше. Но все обходится благополучно. А теперь представьте, что интенсивность выше и грузовиков больше. Соответственно, возможностей для реакции и маневра остается совсем мало.

— Причем в такие ситуации часто попадают водители легковушек. В рассматриваемом случае это случилось с фурой — поэтому и последствия столь трагичные, — считает ведущий рубрики.

По ПДД трактор имеет те же права, что и автомобиль

Возвращаясь к просьбе, изложенной в петиции, Юрий Краснов задается вопросом: где ездить тракторам, погрузчикам и прочей медлительной технике? Если их движение по МКАД запретить, то они будут использовать другие улицы и дороги. В частности, городские магистрали. А это другие последствия — заторы, вредные выхлопы, опять же аварийные ситуации.

— Даже если тихоходы отправить на дорогу Колодищи — Заславль, которая фрагментарно выполняет функции дублера МКАД, то все равно это будет не очень уместно, — рассуждает ведущий «Разборов. ». — Кто-нибудь согласится плестись за трактором на такой трассе? Сразу образуется очередь, смельчаки рискнут совершить обгон, хотя часто это невозможно из-за плотного встречного потока. В общем, так себе дилемма.

Оставить все как есть? До следующей трагедии? Тоже не выход. Поймали себя на мысли, что водитель трактора, который мы нагнали, пытался сместиться правее, давая нам возможность совершить опережение. Может, и правда ему стоит двигаться по обочине? Однако там ведь нередко стоят припаркованные автомобили, торгуют «омывайкой» и т. д.

— Недавно у знакомых, которые живут в Австрии, спросил: «Вы трактора часто на дорогах встречаете?» Отвечают: «Нет, они в основном на полях». А на автобанах их быть не может. Гусеничный трактор по дорогам общего пользования перевозят на трале, — говорит Юрий Краснов.

«Но у нас трактор — совсем другое дело. Это бренд, символ и одна из движущих сил экономики»

— Считается, раз у транспортного средства есть колеса, то оно может двигаться само. Трал и буксировку с полной погрузкой используют крайне редко, — напоминает ведущий рубрики. — А если трактора и погрузчики обязать перевозить только на платформах, то нужно быть готовым к удорожанию ряда услуг. Это уже экономика. Земляные работы, строительные и пр. вырастут в цене. Надо прокопать траншею? Раньше стоило 100 рублей, а теперь будет 200, потому что трактор с ковшом придется возить туда-сюда на трале. Это скажется на нас всех.

«Трактор куда ни отправь, везде будет неугоден. Неужели его нужно запретить как класс?»

Абсурдность категоричного запрета на передвижение тихоходов по МКАД легко доказать. Например, это может привести к тому, что во время снегопада кольцевую просто не будут убирать. Устроит ли это водителей? Вряд ли. А если надо срочно заделать яму? Ждать до 22 часов? Или полностью перекрыть участок дороги?

— Специальная техника вроде тракторов и погрузчиков выполняет ряд важных городских задач — убирает и ремонтирует улицы, участвует в строительстве, перемещает грузы. Помню, как мы на автодроме выравнивали столбики с помощью ковша МТЗ. В наших условиях это универсальный инструмент! — уверен Юрий Краснов.

«Неудивительно, что спецтехника у нас используется повсеместно. Даже по ПДД трактор с прицепом считается автопоездом. Юридически он имеет те же права, что и автомобиль»

«Убрать медлительную технику? Тогда субботники придется устраивать еженедельно»

Решаем продолжить разговор с профессионалами, которые имеют дело с самосвалами, погрузчиками и тракторами каждый день.

— Организуем выпуск техники на линию, следим за ее состоянием, — объясняет Геннадий Невмержицкий, начальник участка Ремавтодора Советского района Минска. — У нас на балансе более 80 единиц техники. В том числе 10 комбинированных дорожных машин на базе МАЗа, которые участвуют в уборке круглый год. А также шесть самосвалов грузоподъемностью 10 тонн и еще пять грузоподъемностью 20 тонн. Ну и трактора, погрузчики, разумеется.

По словам нашего собеседника, уборочную технику ГАИ сопровождает в исключительных случаях — например, во время больших снегопадов. А к каждому трактору по патрульной машине не приставишь.

— Средняя скорость уборочной техники действительно невысокая — 12—15 км/ч, — подтверждает собеседник. — Двигаться быстрее — значит, выполнять уборку некачественно, да и наш транспорт тоже заносит.

— Можно ли убрать тихоходные транспортные средства из города? — спрашиваем.

— Процесс обслуживания проезжей части (уборка от снега, обработка противогололедными материалами и т. д.) автоматизирован. Вручную убрать город нереально. Если спецтранспорт не сможет двигаться по улицам, то очевидно, к чему это приведет: субботники придется устраивать каждую неделю.

Когда-то давно общество делегировало вопросы обслуживания и ремонта улиц специальным организациям, решив, что так будет лучше. Сейчас поступает новый запрос: проезжая часть должна быть чистой, но вы убирайте как-нибудь так, чтобы по этим самым улицам не ездить. Нонсенс!

— Не слышал о такой технике в Беларуси, которая сможет выполнять уборку на большей скорости и с нормальным качеством, — говорит Геннадий Невмержицкий.

По мнению Юрия Краснова, самый простой и быстрый способ хоть как-то повлиять на ситуацию — хорошо обозначить грузовики, трактора, погрузчики и прочую медлительную технику: «Не раз замечал, что иногда спецтранспорт не оборудован даже проблесковым маячком (оранжевого цвета)».

В Ремавтодоре Советского района Минска нам продемонстрировали, как выходят из положения своими силами. На трактора, участвующие в уборке улиц, устанавливают дорожные знаки со светодиодной лентой по контуру, в решетки радиаторов самосвалов — стробоскопы, на крышу — по две мигалки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector