Нужно ли страховать прицеп к грузовому автомобилю
Нужна ли на прицеп страховка? разбираемся в вопросе
В соответствии с законодательством, на каждое транспортное средство оформляется полис обязательного страхования ОСАГО. Но владельцы легкового автопоезда все чаще задаются вопросом: «Нужна ли на прицеп страховка?»
Особенности страхования прицепов
Автоприцеп – это транспортное средство, не оснащенное двигателем. На сегодня существует ряд классификаций прицепов: одноосные или двухосные, платформы, рамные или бортовые, предназначенные для транспортировки опасных грузов или неопасных. Однако базовой классификацией является разделение этого транспорта на легковой и грузовой. Известно, что прицепная техника, предназначенная для эксплуатации в связке грузовым тягачом или для перевозки опасных веществ, подлежит страхованию. Но как быть с легковым видом транспорта? Нужно ли страховать прицеп к легковому автомобилю?
Страховой полис на прицеп
С вопросом «страховка на легковой прицеп нужна или нет» еще предстоит разобраться. Но для начала неплохо бы понять, что собой представляет страховой полис ОСАГО, какие нюансы при оформлении встречаются на пути автовладельцев? – Точная расшифровка ОСАГО звучит так: обязательное страхование автогражданской ответственности. На практике это социальная мера, вступившая в силу 1.07.2003 и регламентируемая ФЗ №40 от 25.05.2002, действующим лишь на территории Российской Федерации. Мера направлена на создание финансовых гарантий возмещения убытков между участниками ДТП.
К объектам ОСАГО относят имущественные интересы, которые связаны с риском. Имеется в виду риск, возникающий при нанесении урона здоровью, жизни, имуществу с использованием автотранспорта, в том числе прицепа. Стоимость полиса для любого вида транспорта своя. Влияние на нее оказывают: эксплуатационный срок, регион регистрации трейлера. А вычисление происходит по формуле: Тб*Кт*Кп. При этом Тб – это базовый тариф, Кт – территориальный коэффициент, Кп – компонента периода использования.
Отчего защищает страховка
Что входит в страховую защиту по страховому полису? Помимо этого, автовладельцам автопоезда интересно, в каких ситуациях происходит возмещение ущерба. ОСАГО защищает ответственность перед третьими лицами, понесшими ущерб. То есть при попадании автомобилиста в аварийную ситуацию и признании его виновным страховая компания выплачивает ущерб пострадавшей стороне. При этом виновный в ДТП свое имущество восстанавливает самостоятельно. Наличия полиса КАСКО позволяет даже виновнику происшествия получить возмещение убытков по разным причинам:
- Угон или хищение отдельных частей агрегата.
- Ущерб, полученный при ДТП, стихийных бедствиях, пожарах.
- Разрушение устройства под влиянием природных факторов: снега, льда, провал грунта.
Виды прицепов подлежащие страхованию
Статья 7 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” освобождает владельцев, имеющие в собственности легковой прицеп массой до 3,5 тонн, от обязательного страхования ответственности. Они вправе выбирать самостоятельно и при желании могут приобрести полис по программе КАСКО. При этом, как уже было сказано, техника, предназначенная для эксплуатации в связке с грузовым автомобилем и для перевозок опасного груза, подлежит обязательному прохождению этой процедуры.
Что касается юридических лиц, для них страхование гражданской ответственности необходимо в обязательном порядке на любой вид транспорта, в том числе на легковой автоприцеп.
Нужно ли вносить отметку используется с прицепом в полис автомобиля ?
В основном эта процедура связана с грузовым транспортом, в связке с которым зачастую используется не один прицеп даже в рамках одних суток. Поэтому нет смысла страховать каждый из автоприцепов по отдельности. Отметка в официальном листе автотягача позволяет перемещать любую прицепную технику.
Виды страховых полисов
- Страховой полис без ограничений. Особенность этой вида заключается не в безвременном сроке использования (хотя и такое вполне может быть), а в неограниченной смене перечня доверенных лиц. В связи с этим страховка имеет высокую цену.
- Ограниченный. Полис страхования с ограничением срока действия стоит дешевле. Оформляется на определенный период, состоящий из последовательно или непоследовательно идущих месяцев (например, март-август-сентябрь), перечень лиц, допущенных к управлению автопоездом. При этом государство устанавливает минимальный срок, который для физических лиц составляет 3 месяца, а юридических – пол года.
Техосмотр и диагностическая карта на прицеп
На сегодня факт прохождения транспортным средством техосмотра подтверждается выдачей диагностической карты, содержащей заключение о возможности его эксплуатации. Страхование прицепа для легкового автомобиля, если собственником автопоезда полной массой до 3,5 тонны является физическое лицо, не предполагает получение диагностической карты для оформления гражданской ответственности. Для юридических лиц и других категорий прицепной техники предполагается регулярное прохождение техосмотра:
- Не старше 3 лет – освобождается.
- От 3 до 7 лет – раз в два года.
- От 7 лет – ежегодно.
Что нужно оформить на прицеп обязательно?
Как транспортное средство, автоприцеп проходит обязательную постановку на государственный учет в отделе ГИБДД. После этого выдаются свидетельство о регистрации ТС и номерные агрегаты. Это регулируется законодательством и распространяется на все прицепные агрегаты без исключения. При этом размер государственных пошлин за это ниже, чем для автомобилей:
- Выдача нового Свидетельства о регистрации ТС – 500 рублей.
- Получение новых регистрационных номеров – 1 500 рублей.
Действия при ДТП с прицепом
При эксплуатации легкового автомобиля с прицепом при себе необходимо держать и по просьбе предоставлять инспектору патрульной службы четыре документа:
- Водительское удостоверение.
- СТС на машину.
- СТС на автоприцеп.
- Полис ОСАГО на автомобиль в отдельных случаях с пометкой «используется с прицепом».
ДТП, при котором автоприцеп пострадал в том числе, оформляется аналогично происшествию без участия прицепной техники. И также может быть оформлено по Европротоколу. Только в документы вносится пометка, что автотранспорт находился в связке с прицепным агрегатом, указываются его регистрационные данные.
Страхование прицепа для легкового автомобиля физическим лицам необязательно. За исключением эксплуатации автопоезда с целью перевозки опасных грузов или полной массой свыше 3,5 тонн. Юридические лица и владельцы грузовых прицепов проходят эту процедуру обязательно.
Нужно ли ОСАГО для прицепа
Прицеп представляет собой транспортное средство, которое не оснащено двигателем, так как предназначено для движения совместно с механическим транспортным средством. В большинстве случаев законодательство РФ требует включения прицепа в список объектов обязательного страхования.
Нужно ли страховать по ОСАГО или вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля
Правила страхования регулируются ст. 4 ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Важно отметить тот факт, что в настоящее время отдельной страховки для прицепов не существует. Новый вид ОСАГО для автомобилей содержит отметку о том, используется транспортное средство с тягачом или нет.
Легковой автомобиль
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 4 вышеуказанного ФЗ отдельное включение прицепа в полис для владельцев (физических лиц) легковых автомобилей не требуется, но только при соблюдении условий:
- масса прицепа не превышает 750 кг (категория «01»);
- общая масса автомобиля и прицепа не превышает 3500 кг.
При соблюдении указанных условий вносить тягач в страховку на легковой автомобиль нет необходимости, так же как нет необходимости при аналогичных условиях проводить на него технический осмотр.
Никто не запрещает оформить добровольную страховку КАСКО или ОСАГО в данной ситуации, ведь это позволит минимизировать некоторые риски.
При добровольном включении прицепа в полис ОСАГО пострадавший в ДТП с автомобилем, обладающим застрахованным прицепом, получит возмещение ущерба.
При оформлении КАСКО владельцу будет возмещен ущерб за хищение тягача или его элементов, за порчу, разрушение воздействием погодных и стихийных условий и т.д.
Грузовой автомобиль
Для грузовых автомобилей также не нужно оформлять отдельную страховку, но закон обязывает вписать факт осуществления перевозок с использованием прицепа или тягача в ОСАГО на само транспортное средство (п. 44 ППВС РФ № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО»).
При внесении отметки «используется с прицепом» стоимость страховки увеличивается в зависимости от коэффициента:
- для грузовых автомобилей до 16 тонн – 1,4;
- более 16 тонн – 1,25.
Конкретная модель прицепа в страховой полис не вписывается. Страхуется сама возможность осуществления перевозок с его использованием.
Имеются ли отличия для юридических лиц
Независимо от того, является автомобиль легковым или грузовым, если он принадлежит организации, наличие отметки об использовании прицепа, как и в случае с грузовыми автомобилями физических лиц, обязательно. Приобретать отдельный полис не нужно.
Какие виды прицепов требуют обязательного вписывания
Обязательная отметка в полисе на транспортное средство на использование прицепа должна быть:
- у всех видов автомобилей, принадлежащих юридическим лицам;
- для грузовых автомобилей;
- в том случае, если масса легкового автомобиля вместе с прицепом превышает 3,5 тонн.
Как вписать прицеп в ОСАГО
Для лиц, которые в обязательном порядке должны застраховать тягач, а также при добровольном страховании владельцев легковушек, необходима специальная отметка в полисе.
При оформлении ОСАГО на транспортное средство страховой агент должен в графе «особые отметки» вписать «используется с прицепом». При этом указаний на конкретную модель и технические характеристики быть не должно.
В обязательном порядке для того, чтобы прицеп был вписан, владелец транспорта должен предъявить акт технического осмотра автомобиля (имеются в виду грузовые автомобилей физических лиц, т.к. владельцы легковушек с прицепом менее 3,5 тонн освобождены от этой процедуры).
Таким образом, акт отдельного техосмотра прицепа предъявляют:
- юридические лица (для любых ТС);
- физические лица, если масса тягача более 3,5 тонн.
Как рассчитать стоимость страховки с прицепом
Для того, чтобы рассчитать стоимость такой страховки, необходимо применить формулу:
СТОИМОСТЬ = БАЗОВАЯ СТАВКА х ПОВЫШАЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ
Для расчета применяются следующие ставки:
- легковой автомобиль юридического лица – 1,16;
- грузовой автомобиль до 16 т. – 1,4;
- грузовой автомобиль более этой массы – 1,25;
- прицепы к трактору, строительно-дорожному транспорту – 1,24;
- иные прицепы для обязательного страхования – 1.
Кроме вышеперечисленных ставок необходимо учитывать и повышающий региональный коэффициент.
Самостоятельный расчет производится таким образом:
- Берется минимальная базовая ставка для легкового автомобиля организации (с января 2019 года она составляет 2 058 рублей).
- Коэффициент для тягача на такой автомобиль составит 1,16.
- Коэффициент, например, Санкт-Петербурга составляет 1,8.
Таким образом: 2 058 х 1,16 х 1,8 = 4 297 рублей (с округлением).
К этой сумме необходимо умножить и иные коэффициенты (бонус-малус, КВС, мощность двигателя и т.д.).
Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта
Для юридических лиц наличие технического осмотра прицепа является обязательным во всех нижеперечисленных случаях:
- прицепы возрастом 3-7 лет проходят осмотр раз в 2 года;
- более 7 лет – раз в 1 год;
- прицепы для перевозок опасных грузов – раз в 6 месяцев;
- новый прицеп подлежит осмотру по истечению 3 лет.
Если речь идет о физических лицах, то обязанность проведения техосмотра появляется в случае наличия тягача, суммарная масса транспорта с которым превышает 3,5 тонн.
Сроки проведения аналогичны тем, что представлены для транспортных средств организаций.
Что обязательно оформлять для любого прицепа
Прицеп подлежит обязательной регистрации в ГИБДД вне зависимости от того, кто является владельцем автомобиля. У собственника есть 5 суток с момента приобретения тягача на то, чтобы оформить СТС.
Владелец должен предоставить в ГИБДД следующие сведения:
- заявление о постановке прицепа на учет;
- личный паспорт;
- ПТС на прицеп;
- копию чека или договор купли-продажи прицепа (если он является б/у);
- квитанцию об оплате госпошлины (500 рублей).
Для того, чтобы зарегистрировать номер, необходимо оплатить госпошлину в размере 1 500 рублей.
Если совершать регистрацию через портал Госуслуги, размер госпошлины будет на 30% меньше.
Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа
Кроме перечня документов, обязательных для осуществления поездки (п. 2 ПДД), владельцы тягача обязаны иметь:
- ПТС и СТС на него (для всех ТС);
- ОСАГО с отметкой об использовании прицепа (для юридических лиц и владельцев грузовиков);
- руководство по эксплуатации прицепом (для всех ТС);
- документы для осуществления перевозки опасных грузов (сопроводительные документы на груз, лицензия перевозчика, сертификат безопасности и аварийная карта к опасному грузу);
- диагностическая карта (для грузовиков и автомобилей организации).
Ответственность за отсутствие в полисе отметки
Отсутствие отметки об использовании транспорта с прицепом в страховом полисе приравнивается к нарушению условий управления ТС, установленных ОСАГО. В таком случае водитель будет нести ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, что наказывается штрафом в размере 500 рублей.
Заключение
Отдельный страховой полис на прицеп к автомобилю более не оформляется. Вместо него законодательство установило специальную отметку о его наличии в ОСАГО к транспортному средству. При этом такую запись должны иметь только юридические лица и обладатели грузовиков. Физические лица, владеющие легковым автомобилем, вправе оформить страховку ОСАГО или КАСКО в добровольном порядке, чтобы избежать некоторые риски.
Нужно ли делать страховой полис ОСАГО на грузовой прицеп?
Грузовые автомобили специализируются на перевозке различных предметов. Эта особенность эксплуатации предполагает наличие прицепного приспособления. При желании использовать прицеп автомобилист должен ознакомиться с сопутствующими правилами и требованиями страхования гражданской ответственности.
Нередко у водителей возникают различного рода вопросы относительно приобретения ОСАГО на прицепное приспособление. Нужен ли ТО на прицеп? Сколько стоит ОСАГО для приспособления? Как оформить выплату? Ответы автомобилист найдет в этой статье.
Нужна ли страховка для грузового прицепа
Изменения в законе о полисе обязательного автострахования регламентируют, что владельцы автомобилей с прицепными приспособлениями вправе не оформлять дополнительный документ. Физические и юридические лица, в собственности которых находится грузовой прицеп, могут приобрести полис страхования только на основной автомобиль.
Однако в документе ОСАГО будет присутствовать информация, подтверждающая возможность использования автомобиля с прицепным приспособлением для перевозки грузов. Стоимость такого полиса будет рассчитываться с учетом повышенных коэффициентов.
При оформлении сделки в договоре страхования модель прицепа указана не будет, поэтому автомобилист может не уточнять эту информацию при подготовке к оформлению документа. Такая особенность дает водителю дополнительное преимущество: он может использовать любой прицеп, который находится в его распоряжении.
Нужно ли регистрировать прицеп в ГИБДД
Ответ очевиден — нужно. В любом доступном регистрационном подразделении ГИБДД автомобилист должен зарегистрировать прицеп. На эту процедуру отводится 10 дней с момента таможенного оформления, покупки или снятия с учета. Чтобы пройти регистрацию, необходимо предоставить паспорт транспортного средства и документ, подтверждающий законную куплю-продажу.
По итогу процедуры водитель получит на прицепное приспособление номерной знак и подтверждающее регистрацию свидетельство. После окончания регистрации водитель сможет законно управлять транспортным средством с прицепом.
Сколько стоит ОСАГО на прицеп
Стоимость полиса обязательного страхования для прицепа зависит от особенностей приспособления. ОСАГО на автомобиль с прицепным приспособлением обойдется автомобилисту дороже, чем стандартный документ из-за повышенного коэффициента КПр.
Если прицеп водителя не относится ни к одной из указанных категорий, значение коэффициента будет приравнено к единице и не повлияет на стоимость.
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что самый дорогой полис покупают владельцы фур. Тяжеловесные грузовики приобретают ОСАГО дороже на 25-40%. Снизить стоимость в этом случае невозможно, так как уменьшение коэффициента до единицы предполагает полный отказ от прицепа.
Самым выгодным предложением пользуются юридические лица, в собственности которых находятся прицепы на легковые авто. Надбавка к стоимости ОСАГО в этом случае будет несущественной.
Подсчитать цену полиса обязательного страхования можно с помощью специальной формулы, которая предполагает перемножение значений начальной ставки и значений коэффициентов. По определенным коэффициентам (например, по коэффициенту за безаварийную езду) водители могут получить скидку. Значение по коэффициенту КПр остается неизменным.
ОСАГО и европротокол
Европротол — особый документ, который участники ДТП оформляют только в определенных случаях. Форма протокола заполняется без участия уполномоченных сотрудников дорожных служб для беспрепятственного получения компенсаций.
Европротокол можно оформить в следующих ситуациях:
- В аварии участвовали только две стороны (два автомобиля);
- у обоих автомобилистов имеется полис ОСАГО;
- размер причиненного ущерба составляет до 100 тысяч рублей (в некоторых регионах страны допускается сумма до 400 тысяч рублей);
- участники ДТП не имеют разногласий относительно обстоятельств столкновения.
Составление европротокола допускается, если участником аварии является автомобиль с прицепом, так как после обновлений в законодательстве данное приспособление больше не считается самостоятельным транспортным средством. Порядок получения компенсационных выплат также не будет отличаться.
Важно знать: прицеп не является самостоятельным ТС только в пределах Российской Федерации. Если водитель желает с прицепом пересечь границу страны, он в обязательном порядке должен застраховать приспособление для перевозки грузов.
Нужен ли на него технический осмотр и диагностическая карта
Наличие обязательств по проведению технического осмотра определяется некоторыми особенностями. Так, физические лица обязаны застраховать прицеп только в случае, если масса автомобиля и прицепного устройства превышает 3,5 тонн.
Юридические лица обязаны получать диагностическую карту на свои авто на следующих условиях:
- Раз в 2 года — для прицепов, возраст которых составляет от 3 до 7 лет;
- раз в год — при возрасте приспособления более 7 лет;
- раз в полгода — при транспортировке в прицепе потенциально опасных грузов;
Если автомобилист приобрел новый прицеп, первые три года проведение технического осмотра не является обязательной процедурой.
Как оформить выплату
Как и при рядовом ДТП, компенсационные средства направляются невиновному участнику. Процедура получения средств не отличается от стандартной. Единственное отличие заключается в том, что при оформлении документов указываются не только данные автомобиля, но и прицепа.
Какие документы необходимо иметь при себе на дороге при наличии прицепа
Наличие в пользовании прицепа обязывает водителя иметь при себе дополнительный перечень документов. Так, обязательными являются следующие бумаги:
- Паспорт транспортного средства и СТС;
- наглядное руководство по использованию прицепного устройства;
- при перевозке потенциально опасного груза — сертификат безопасности, лицензия, аварийная карта перевозимых объектов;
- для грузовиков и автомобилей юридических лиц — диагностическая карта и полис обязательного страхования, в котором присутствует пометка об эксплуатации прицепа.
При отсутствии какого-либо документа водитель не имеет полного права управлять автомобилем с прицепным приспособлением.
Наказание за отсутствие страховки
Статья 12.3 части второй Кодекса об административных нарушениях регламентирует санкции за управление автомобилем без полиса обязательного страхования. Так, при истечении срока действия полиса инспектор ГИБДД выпишет штраф в размере 500 рублей.
Если же у правонарушителя вовсе нет страхового полиса , будет применена штрафная квитанция в размере 800 рублей. Однако при благоприятном стечении обстоятельств водитель может получить лишь предупреждение.
Заключение
После изменений в правилах об ОСАГО прицепные приспособления не нуждаются в оформлении отдельного полиса. Достаточно иметь пометку об использовании прицепа в бланке договора страхования на автомобиль. Стоит учитывать, и это обязательство относится исключительно к юридическим лицам и владельцам тяжеловесных грузовиков. Физические лица вправе приобретать страховку на легковесные прицепы в добровольном порядке.
Нужна ли страховка ОСАГО на прицеп или пометка “с прицепом”?
ОСАГО на прицепы
Прицеп, согласно ПДД, является транспортным средством. Мы знаем, что на все, кроме определённых исключений, транспортные средства требуется страховка. Но нужна ли страховка ОСАГО на прицепы и полуприцепы или достаточно поставить пометку “используется с прицепом” в действующий полис ОСАГО?
Для того, чтобы выяснить это, нам необходимо обратиться к действующему на 2020 год законодательству. Если быть конкретнее, то обязанность страховать те или иные транспортные средства нам предписывает Федеральный закон об ОСАГО. Итак, мы купили прицеп на наш автомобиль, каковы наши следующие действия?
Нужно ли страховать по ОСАГО прицеп?
Прицеп, как мы выяснили — это транспортное средство, а вот нужен ли для него на 2020 год отдельный полис ОСАГО, мы можем выяснить, заглянув в ФЗ “Об ОСАГО”, конкретно статью 4, пункт 3 которой устанавливает исключения, для каких транспортных средств страховка не нужна. Есть ли там прицепы? Есть, но с ограничением:
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
.
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
Как видим, обязанность приобретать полис на прицеп не распространяется на собственников прицепов только для легковых машин. А вот для грузовых авто прицепы придётся страховать. Точнее, не совсем так — для грузовых требуется отметка об использовании с прицепом (об этом ниже). Следует учесть, что к прицепам в данном случаев относятся и полуприцепы и прицепы-роспуски. Таким образом, страховка ОСАГО для прицепов легковых автомобилей не нужна.
Если вдруг Вам будет недостаточно отсылки к Федеральному закону, то Верховный суд РФ в своём постановлении №2 от 29.01.2015 г. подтвердил и пояснил данную норму законодательства:
49. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт “д” пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО).
Нужно ли вносить отметку “используется с прицепом” в полис автомобиля?
С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.
При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ “Об ОСАГО” предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки “используется с прицепом” в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.
Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта?
Проходить техосмотр на прицеп отдельно также не нужно. Вообще, талон техосмотра давно ушёл в прошлое вместе с обязанностью предъявлять его сотрудникам ГИБДД при остановке. На сегодняшний день, 2020 год, факт прохождения техосмотра подтверждается выданной пунктом технического осмотра диагностической карты. Но проверять её наличие законодательство возложило на страховые компании, и диагностическая карта становится нужна только для приобретения полиса ОСАГО.
Таким образом, для прицепов ни проходить техосмотр, ни наличие диагностической карты не нужно.
А что нужно оформить на прицеп обязательно?
По той причине, что прицеп — это транспортно средство, его обязательно нужно регистрировать в ГИБДД и получить на него СТС (розовую пластиковую карточку), а также номера. И здесь уже без разницы, к легковому автомобилю это прицеп или к грузовому.
При этом, стоимость получения этих вещей для прицепов в виде госпошлин ниже, чем для автомобилей.