Обгон на нерегулируемом перекрестке вне населенного пункта
Как ПДД регулируют обгон на перекрестке
Одним из самых распространённых нарушений в России является обгон на перекрёстке. Попытка сэкономить время в пути дорого обходиться водителям, если они принимают решение объехать несколько авто на пересечении дорог. В эпоху современных технологий нарушителю сложно скрыться от камер. В действительности существует несколько схожих ситуаций, а правила дорожного движения полные нюансов и исключений.
Обгон и опережение
С обыденной точки зрения между обгоном и опережением разницы нет – автомобиль, который ехал сзади начинает двигать впереди. Во многом и технически это выглядит схоже, так как транспортному средству требуется увеличить скорость.
На практике они отличаются следующим:
- обгон представляет собой объезд автомобиля с увеличением скорости и покиданием своей полосы движения;
- опережение также связано с ускорением, но автолюбитель при этом следует по тому же пути, по которому и ехал.
Обгон является разновидностью опережения, при котором водитель временно перестраивается на встречную полосу. Базовым условием для того, чтобы действие было признано обгоном, является факт выезда на полосу встречного движения. Несмотря на очевидную близость понятий в правилах дорожного движения обгон считает манёвром, сопряжённым с опасностью и высоким риском аварийности. Его разрешено делать исключительно на безопасных участках дороги, при наличии соответствующей разметки.
Обгоном не будет признан манёвр, в рамках которого водитель опередил другое транспортное средство справа или по обочине.
Разновидности перекрёстков
По текущему законодательству выделяется несколько видов перекрёстков. Таким участком дороги считается фрагмент, где пересекается несколько дорог.
К основным видам перекрёстков относятся:
- Четырёхсторонние: движение автомобилей регулируется либо светофором, либо знаками. Чаще всего ДТП происходят именно на них, так как одновременно движутся машины со всех сторон. Разновидностью четырёхстороннего варианта является Х-образный, когда дороги расположены не под прямы углом.
- Трёхсторонние или У-образные: в данном случае идёт слияние двух трасс в одну. Второстепенные дороги расположены под углом менее девяноста градусов относительно друг друга.
- Т-образные: Особенностью движения по такому перекрёстку является то, что автомобиль, следующий как бы по основанию буквы Т обязан свернуть в любую сторону, а у других участников движения есть возможность ехать либо прямо, либо повернуть в одном из направлений.
- Круг: считает самым безопасным видом, но зачастую пугает новичков. Суть сводиться к тому, кто водители обязаны пропускать «помеху слева». Как показала практика, на пересечениях, оформленных в круговое движение меньше всего аварийных случаев.
Другая классификация перекрёстков основывается на выборе очерёдности движения. Пересечения дорог бывают регулируемыми и нет. В первом случае очерёдность определяет светофор или регулировщик, как правило, он становится там, где активное движение, а световой сигнал не исправен. Второй вариант более опасен, так как требует от водителей не только знания ПДД, но и понимания, что не все ими руководствуются.
Перекрёсток представляет собой пересечение дорог, расположенных в одной плоскости, то есть при наличии моста или подземного проезда, все описанные правила не применяются.
Обгон на перекрестке по главной дороге
Последнее обновление: 27.03.2020
Комментариев нет
- Завершение обгона через сплошную линию разметки
- Обгон «паровозиком»
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на перекрестке по главной дороге
- Обгон во время разворота
Вопрос: Разрешено ли осуществить обгон на нерегулируемом перекрестке, если до него и после него разметка прерывистая, движение осуществляется по главной дороге, и до перекрестка стоит знак «конец действия знака обгон запрещен»? Если это нарушение, то какие санкции?
Ответ. Если в вопросе перечислены все имеющиеся дорожные условия на перекрестке (знаки, разметка), то обгон в этих условиях разрешается, потому что в данном случае отсутствуют другие условия, запрещающие этот маневр.
Обратимся к ПДД и вспомним, в каких случаях или при каких условиях обгон на перекрестке запрещается, а в каких он разрешается. Обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если движение осуществляется по второстепенной дороге (пункт 11.4). Следовательно, обгон разрешается лишь по главной дороге перекрестка.
В нашем случае участник намеревается выполнить обгон на нерегулируемом перекрестке, при этом он движется по главной дороге, встречные полосы разделены прерывистой разметкой 1.5, которую пересекать разрешается. В данном случае обгон на перекрестке по главной дороге разрешен (нет условий, запрещающих обгон, об этом далее по тексту).
В вопросе читателя ничего не сказано о наличии (отсутствии) пешеходного перехода на перекрестке. Дело в том, что обычно, на нерегулируемых перекрестках, как в населенном пункте, так и вне населенного пункта, организуют нерегулируемый пешеходный переход: устанавливают знаки и наносят разметку.
Наличие пешеходного перехода (бывает так, что его заметишь не сразу) может стать большой неожиданностью для выполняющего обгон на перекрестке по главной дороге, при других условиях, которые обгон не запрещают. На любых (в т.ч. регулируемых) пешеходных переходах обгон запрещен (пункт 11.4). Рекомендую к прочтению статью Обгон на пешеходном переходе.
Когда имеется пешеходный переход, с обеих сторон перехода наносят сплошную осевую линию разметки, как бы подтверждающую запрет выезда на встречную полосу. Пока разметка свежая, ее видно хорошо, со временем она может стереться, или зимой оказаться под снегом, т.е. станет не видна. Отсутствие сплошной линии разметки не снимает запрет на обгон на пешеходном переходе.
При каких условиях обгон на перекрестке по главной дороге запрещается
- Если перекресток регулируемый. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен.
- Если перед перекрестком прерывистая разметка 1.5 переходит в сплошную линию 1.1. Бытует мнение, что если водитель начал обгон через прерывистую линию, проехал по встречной полосе левее сплошной линии, а за перекрестком вернулся в свою полосу через прерывистую, то в этом случае нарушения нет. Это не так. Пункт 9.1 (1) запрещает движение по встречной полосе левее сплошной линии.
- Если до или после перекрестка (по его краям по ходу движения) имеется пешеходный переход. На пешеходных переходах обгон запрещен, как упоминалось выше (пункт 11.4).
- Если перед перекрестком полоса движения раздваивается, например, для поворота направо или налево знаками и разметкой оборудуется дополнительная полоса. В этом случае дорога становится шире. Пункт 9.2 (на четырехполосной дороге), и пункт 9.3 (на трехполосной дороге) запрещает выезжать на встречную полосу для обгона далее второй полосы. Это правило действует даже в случае, когда разметку на дороге не видно.
Поскольку обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то «неправильный» обгон – это движение по встречной полосе в запрещенном для этого случае. Соответственно, санкции за нарушение обгона – штраф 5 тыс.руб. или лишение прав до полугода (ст. 12.15 ч. 4 КоАП).
Ну и последнее – вопрос касается безопасности осуществления обгона на перекрестке. На оживленных участках дороги, либо следуя в потоке других машин, от обгона на нерегулируемых перекрестках лучше всего отказаться совсем. Это связано с тем, что порой бывает трудно угадать действия обгоняемых соседей по дорожному потоку.
Предположим, впереди перекресток, вы совершаете обгон (движетесь по встречной полосе), и искренне уверены в том, что маневр пройдет гладко. Но вдруг «передний» автомобиль (который вы еще не успели обогнать) неожиданно для вас начинает поворачивать налево прямо перед вашим автомобилем – его водитель вас не увидел, а может, совсем не смотрел в зеркала заднего вида. Последствия этой ситуации вполне предсказуемы.
Наглядный тому пример – в статьях по дорожным ситуациям ДТП при обгоне на перекрестке и Левый поворот на перекрестке.
Несколько другие ситуации, связанные с обгоном на перекрестках, рассмотрены в статьях Опасность затяжного обгона и Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение).
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 27.03.2020
На каких перекрестках разрешен обгон?
Не только новички, но и опытные автомобилисты порой не могут ответить на вопрос, можно ли совершать обгон на перекрестках. Однако знать это необходимо, ведь перекресток является сложным элементом дороги, а обгон – маневром с повышенной опасностью. В статье будет рассказано, какие действия в черте перекрестка допустимы и при каких условиях, а также какое наказание предусмотрено за несоблюдение ПДД.
Общая информация
Перекресток является местом пересечения дорог, то есть транспортные средства пересекается в одной точке и пропускают друг друга в определенном направлении, согласно действующим правилам.
Существует достаточно обширная классификация перекрестков по различным основаниям:
- По наличию светофора:
- регулируемый – работает светофор или регулировщик;
- нерегулируемый – светофора нет или он не работает, мигает желтым, регулировщик отсутствует.
- По форме:
- 4-х сторонний (пересечение 4 дорог);
- Х-образный;
- кольцевой (присутствует разметка движения по полосам).
- Т-образный (пересекаются 3 дороги);
- У-образный (главная и 2 второстепенные дороги).
- По числу пересекающихся дорог:
- простой (2 дороги);
- сложный (кольцевая, примыкающая, многосторонняя и др.)
Наиболее аварийным считается четырехсторонний перекресток, поскольку он имеет более 30 конфликтных точек между движущимися потоками автомобилей. Но и, в целом, любой перекресток является неоднозначным элементом дороги, аварийность которого на порядок выше, чем у других участков.
Ситуацию осложняет тот факт, что, чаще всего, на перекрестке отсутствует разметка. Для ряда водителей это становится основанием для обгона. Законно ли данное действие, согласно нормативным документам – рассмотрим далее.
Обгон на перекрестках
Вопрос регламентируется разделом 11 Постановления Правительства от 23.10.93 г. №1090 “О ПДД”.
Обгоном, согласно Правилам, считается опережение движущегося в попутном направлении транспортного средства, осуществляемое через встречную полосу. Опережением же является аналогичное действие, но производимое через полосу попутного направления.
В разделе 11 приводится ряд правил, которыми обязан руководствоваться водитель при совершении обгона. Несколько пунктов отводятся под обгон на перекрестках – где он запрещен, где разрешен и как именно должен происходить.
Когда обгон допустим, а когда – нет?
В Правилах нет предписания действовать определенным образом в соответствии с типом перекрестка.
Скорее существует общий запрет на обгон – он прописан в п. 11 раздела 4:
- когда работает светофор или инспектор-регулировщик, т. е. перекресток регулируемый;
- когда движение ТС осуществляется по второстепенной дороге, а светофор не работает (или отсутствует регулировщик), т. е. перекресток является нерегулируемым.
Из этого можно сделать вывод о том, в каких ситуациях обгон разрешается.
Должны выполняться три условия:
- Перекресток является нерегулируемым – нет функционирующего светофора, регулировщика.
- Пересекаются главная и второстепенная дороги.
- Автомобиль, планирующий совершить обгон, движется по главной.
Стоит отметить и более очевидные вещи – маневр запрещено производить, если движущееся впереди или сзади ТС уже совершает обгон (т. е. включило поворотники или находится в процессе маневра).
В ПДД содержится информация, согласно которой обгон на перекрестках запрещается и в ряде других случаев:
- если дорога двусторонняя и имеет от 4 полос – выезжать на встречку нельзя, а без этого обгон невозможен (п. 2 раздела 9);
- если имеет место разметка в виде сплошной линии, обозначающая границы полос проезжей части, куда запрещается въезд (п. 1 раздела 1);
- если перед перекрестком находится пешеходный переход (п. 4 раздела 11).
Если главная дорога поворачивает
Главная дорога не обязательно должна идти прямо. Она может поворачивать, и у водителя, в таком случае, нет оснований для того, чтобы не осуществить обгон. Однако эта ситуация достаточно опасна, а маневр рискует окончиться дорожно-транспортным происшествием.
Несмотря на отсутствие прямого запрета, в ПДД можно найти косвенный. В п. 6 раздела 8 говорится о том, что выезд с перекрестка должен происходить в полосу попутного движения. Можно сказать, что водитель будет находиться на встречке только в процессе маневра, а завершит его уже в своей полосе. Но все же стоит ориентироваться на данный запрет, поскольку он может служить основанием для выписки постановления инспектором.
Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
Обгон до и после проезда перекрестка
Обгон может продолжаться при движении по встречке перед перекрестком и за ним, если соблюдены следующие условия:
- на этом промежутке отсутствуют пешеходные переходы;
- нет сплошной линии разметки;
- движение осуществляется прямо, без поворотов.
Допустим ли обгон на перекрестке вне населенных пунктов?
Такой маневр может быть совершен в случае, когда выполняются перечисленные ранее требования – движение осуществляется по главной дороге, перекресток является нерегулируемым, отсутствуют иные обстоятельства, запрещающие обгон.
В этом смысле перекрестки в населенных пунктах и вне их ничем не отличаются.
Какое предусмотрено наказание за нарушение?
В КоАП не прописано наказание за незаконный обгон на перекрестке. Данный маневр трактуется в соответствии с ч. 4 ст. 12.15 (выезд с нарушением ПДД на полосу встречного движения).
Статья предусматривает две возможные меры наказания – более мягкую и более суровую:
- штраф 5 тыс. руб.;
- изъятие в/у на 4-6 мес.
Инспектором при задержании ТС составляется протокол, далее он направляется начальнику инспекции по месту совершения правонарушения, который принимает решение, основываясь на конкретных фактах – впервые ли совершено подобное нарушение, есть ли смягчающие или отягчающие обстоятельства (список приводится в ст. 4.2, 4.3 КоАП) и др. Если выбранная мера наказания – лишение прав, дело передается в суд. Судья, подобно начальнику инспекции, знакомится с обстоятельствами дела и выносит решение.
Когда нарушение совершается повторно, водителя ждет наказание по ч. 5 статьи 12.15 – изъятие прав на 1 год или штраф 5 тыс. руб., если несанкционированный обгон зарегистрирован камерами фотовидеофиксации.
Заключение
Подведем итоги. Обгон на перекрестках разрешается выполнять, если водитель движется по главной дороге, которая не поворачивает, число полос в обоих направлениях – до трех, а перекресток является нерегулируемым, причем на нем отсутствует сплошная линия разметки. Наличие в черте перекрестка пешеходных переходов, равнозначных дорог или изгибов главной, сплошной разметки, светофоров или инспектора-регулировщика делает обгон незаконным. За это предусмотрено довольно серьезное наказание, от денежного взыскания до конфискации водительского удостоверения на срок до 1 года, если нарушение совершено повторно.
ДТП при обгоне на перекрестке
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про ДТП при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.
Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации. Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя. Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.
В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов ДТП при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.
ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)
Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:
В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?
К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.
Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).
Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам:
1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.
2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.
Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.
Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.
Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации:
1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 1 1 ).
2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.
3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.
ДТП на перекрестке, где запрещен обгон
Давайте рассмотрим ДТП на перекрестке, где запрещен обгон:
В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).
Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.
Еще одна ситуация:
Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.
Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.