Основные элементы автомобильных дорог
Основные элементы автомобильной дороги
К элементам автомобильной дороги относятся: земляное полотно, дорожная одежда, дорожные сооружения и обрезы.
Земляное полотно (рис. 28) является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.
Дорожная одежда – основная часть дороги, обеспечивающая круглогодичное движение. Ее устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.
Для войсковых путей назначают следующие величины радиусов кривых: 200 м -рекомендуемый, 50 м – наименьший, 20 м – исключительный (применяется в крайне стесненных условиях).
Продольным профилем дороги называют ее начертание в разрезе по оси. На нем показывают величину продольных уклонов, а также места расположения, тип и основные размеры водопропускных сооружений.
Везде, где это вызывает большого объема земляных работ, необходимо стремиться к его снижению. Обычно принимают: для грунтовых дорог
– 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием – 0,3 – 0,5 %.
Поперечный профиль дороги. В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться: в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке.
Земляное полотно в нулевых отметках – наиболее выгодный и распространенный профиль дороги. Земляные работы в этом случае сводятся к созданию двухскатного дорожного полотна за счет грунта, вынутого из кюветов (рис. 30).
В насыпи земляное полотно на военных путях устраивают на подходах к мостам, трубам и на заболоченной местности. Насыпи делают: малые – высотой до 1 м, средние – от 1 до 2 м, большие – более 2 м.
Земляное полотно в выемке обычно устраивают на спусках к мостам и переправам и тогда, когда надо придать дороге требуемый продольный уклон. Глубина выемки зависит от рельефа местности и принятого продольного уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают в насыпь или отсыпают в кавальеры – насыпи, располагаемые на обрезах дороги.
Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке устраивают, как правило, на косогорах.
Водоотводные сооружения.Для отвода воды от дороги, осушения земляного полотна и дорожного покрытия устраивают водоотводные сооружения: кюветы, нагорные и отводные канавы и испарительные бассейны.
Для отвода дождевых и талых вод в кюветы или боковые резервы проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны: проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.
Кюветы предназначаются для сбора воды с дорожного полотна, отвода ее и сброса в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу.
Нагорные канавы устраивают для перехвата дождевых и талых вод на косогорах и сброса их в пониженные места. Их отрывают в удалении от бровки выемки не менее чем на 5 м.
Дорожные кюветы устраивают треугольного сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным -1:1,5. Глубину их обычно принимают равной 0,4 м. Отводные и нагорные канавы устраивают трапецеидального сечения, их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по дну – 0,4-0,5 м.
Водопропускные сооружения.К ним относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие насыпи. Их строят на водотоках, а также на суходолах, где может скапливаться вода при сильных дождях и таянии снега.
Водопропускные трубы собирают из готовых бетонных (железобетонных), металлических элементов. Войскового изготовления делают из камня (рис. 4) или дерева (рис. 5). Их строят следующих типов: из стандартных щитов с отверстием 0,4 х 0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м и 0,4х1 м (при малых расходах воды); треугольного сечения из бревен с отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами или продольными рамными опорами с отверстиями не более 4 м; мост-труба со свайными опорами или опорами из продольных рам с распорками и верхним строением по типу моста, отверстие трубы делают не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис. 31) обычно устраивают при перекрытии небольших водотоков и суходолов с малым расходом воды и при наличии местных каменных материалов.
Площадь поперечного сечения дренирующего слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей площади трубы или моста. Высоту фильтрующей насыпи с верховой стороны назначают на 0,5 м выше подпертого горизонта воды.
Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 3009 . Нарушение авторских прав
Элементы автомобильной дороги
Основные элементы автомобильной дороги представляют собой совокупность прямых, кривых и уклонов, характеризующих дорогу в трех измерениях: в плане, продольном и поперечном профилях.
Элементы автомобильной дороги в плане. Трассой автомобильной дороги называют её продольную ось, проложенную на поверхности земли. Поскольку направление дороги в пространстве изменяется (на поворотах, при повышении и понижении местности), трасса представляет собой пространственную линию. Трасса имеет начало и конец. Кратчайшее расстояние между началом и концом трассы – прямая линия, называемая воздушной линией.
Трассу дороги для лучшей ориентации делят на километры и стометровые участки – пикеты, которые нумеруются последовательно.
Трасса состоит из отрезков прямых линий, соединенных между собой круговыми кривыми, проектируемыми для обеспечения плавного и безопасного перехода автомобиля с одной прямой на другую (рис. 1). Элементами прямого участка трассы являются длина прямой и её направление.
Элементами круговой кривой являются: угол поворота, радиус кривой, тангенс длина кривой, биссектриса, домер. Величины элементов круговой кривой определяют расчетным способом по заданному радиусу и измеренному углу поворота.
Рис. 1. Круговая кривая
Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называется планом трассы (рис. 2).
Рис. 2. План участка трассы автомобильной дороги
Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле. Поперечным профилем называют представленное на чертеже сечение дороги вертикальной плоскостью, проведенной перпендикулярно к продольной оси дороги. На поперечном профиле показываются элементы конструкции автомобильной дороги. К основным элементам автомобильной дороги в поперечном профиле относятся: полоса отвода автомобильной дороги, земляное полотно, проезжая часть, обочина.
Полоса местности, на которой размещается автомобильная дорога, как инженерное сооружение называют полосой отвода.
Рис. 3. Элементы автомобильной дороги в поперечном профиле: а – дорога в насыпи; б – дорога в выемке
Полоса поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называется проезжей частью. Проезжую часть укрепляют различными материалами, создавая на всем её протяжении дорожную одежду в виде прочной слоистой конструкции определенной толщины. Ширина проезжей части дороги зависит от количества полос движения автомобилей.
Дорожную одежду устраивают из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию движения транспорта и влиянию климатических факторов.
Прилегающие к проезжей части полосы называют обочинами. Обочины создают боковой упор для дорожной одежды; их используют для временной стоянки автомобилей, а также дорожных машин при ремонте дороги и для размещения ремонтных дорожно-строительных материалов.
Вдоль дороги располагают неглубокие (до 1,5 м) выработки – резервы, грунт из которых используют для возведения насыпи.
Излишек грунта, не использованный для возведения насыпи размещают в валы, параллельно дороге, называемые кавальерами.
Не срытые и не засыпанные участки земли в полосе отвода называют обрезами. Их используют для различных эксплуатационных целей или для устройства запасного грунтового пути.
Элементы автомобильной дороги в продольном профиле. Продольный профиль дороги представляет собой чертеж с условным изображением вертикального разреза поверхности земли и полотна дороги вдоль её оси. Профиль является одним из основных документов для строительства дороги. На продольном профиле изображают линию поверхности земли, линию бровки земляного полотна. Разность между этими отметками определяет высоту насыпи или глубину выемки. На продольном профиле показано также, какие участки дороги расположены в насыпи, какие в выемке, отмечены пикеты, даются сведения о величине уклонов.
Рис. 4. Продольный профиль автомобильной дороги
Продольные профиль вычерчивают в двух масштабах: горизонтальный, вертикальный. Верхнюю часть профиля называют графиком, нижнюю – сеткой. На графике показываются:
– Линия поверхности земли (черная линия) и высотные отметки её характерных точек;
– Проектная линия бровки земляного полотна, её уклоны и высотные отметки;
– Виды и расположение искусственных сооружений;
– Грунтовой разрез по оси дороги с указанием мест заложения шурфов и скважин, характера и мощности грунтовых напластований, уровня грунтовых вод;
– Расположение и основные характеристики водоотводных сооружений; данные для постройки водоотводных канав и углубленных кюветов, типы их укреплений.
Сетка продольного профиля состоит из ряда горизонтальных граф, которые заполняются различными данными, например, километры и пикеты; план трассы и ситуация, высоты местности, типы конструкций дорожной одежды и земляного полотна и другие.
Дорожные изыскания
Неотъемлемой частью строительства и улучшения дорог являются изыскания или обследования, имеющие целью сбор необходимой информации. Различают два вида изысканий: экономические и технические.
С помощью экономических изысканий устанавливают объем и направление транспортных связей между отдельными грузооборотными пунктами, определяют значение данной дороги или сети дорог, обосновывают целесообразность строительства или улучшения. Такие изыскания позволяют обосновать план и очередность строительства, распределить капитальные вложения по отдельным объектам. Экономические изыскания разделяют на комплексные, проводимые на определенной территории (район), и титульные, проводимые для отдельного дорожного маршрута..
Технические изыскания направлены на установление точного местоположения трассы, закрепление трассы дороги на местности, определение исходных данных для разработки технического проекта строительства дороги и дорожных сооружений. Выделяют рекогносцировочные и подробные изыскания. Рекогносцировочные – первый этап технических изысканий. Здесь изучают природные условия, выбирают направление трассы, определяют примерный объем, стоимость работ, количество материалов, рабочей силы и механизмов. Это необходимо для составления проектного задания, в котором обосновывают техническую возможность строительства дороги. При подробных изысканиях тщательно изучают природные условия, разбивают трассу, собирают материалы для детального проектирования, точного определения объемов и стоимости работ.
Весь комплекс проектно-изыскательских работ должен обеспечивать техническую правильность и экономическую обоснованность принимаемых решений.
Дорожная деятельность
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожная сеть оказывает определенное влияние на результаты сельскохозяйственного производства. Поэтому при проектировании дорожной сети учитывается ряд требований и условий.
К социально-экономическим требованиям относится учет уровня экономического развития территории. На размещение дорожной сети влияет размещение и значение грузооборотных пунктов и интенсивность транспортных связей между ними. К грузооборотным пунктам относятся населенные пункты, промышленные и сельскохозяйственные организации, торговые, культурно-бытовые и другие учреждения. Возникновение новых грузооборотных пунктов (элеватор, животноводческий комплекс) приводит к изменению транспортных связей. Развитие дорожной сети в свою очередь также влияет на развитие грузооборотных пунктов.
Проектирование дорожной сети должно обеспечивать возможность круглогодичных перевозок.
При проектировании сети дорог необходимо учитывать организацию прилегающих территорий, особенно сельскохозяйственных угодий. Дороги не должны занимать ценные сельскохозяйственные угодья, не должны способствовать развитию негативных процессов (подтопление), ухудшать конфигурацию пахотных участков, должны обеспечить наилучшие условия для рациональной организации и использования прилегающих земель.
При размещении сети дорог необходимо учитывать развитие существующей транспортной сети – увязку сети местных дорог с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения, железными дорогами, речным транспортом, элементами инженерной инфраструктуры (линии электропередачи, каналы, трубопроводы).
Проектирование сети дорог должно сопровождаться меньшими капитальными затратами на строительство новых дорог и улучшение существующих. Этого можно добиться используя местные строительные материалы.
Таким образом, при проектировании сети дорог необходимо возможно полно использовать существующую сеть дорог, учитывать местные природные и социально-экономические условия и правильно сочетать автомобильный и другие виды транспорта.
Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов осуществляется ремонт автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В случаях реконструкции, ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких реконструкции, капитального ремонта и о возможных путях объезда.
Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основные элементы автомобильной дороги
К элементам автомобильной дороги относятся: земляное полотно, дорожная одежда, дорожные сооружения и обрезы.
Земляное полотно (рис. 28) является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.
Дорожная одежда – основная часть дороги, обеспечивающая круглогодичное движение. Ее устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.
Для войсковых путей назначают следующие величины радиусов кривых: 200 м -рекомендуемый, 50 м – наименьший, 20 м – исключительный (применяется в крайне стесненных условиях).
Продольным профилем дороги называют ее начертание в разрезе по оси. На нем показывают величину продольных уклонов, а также места расположения, тип и основные размеры водопропускных сооружений.
Везде, где это вызывает большого объема земляных работ, необходимо стремиться к его снижению. Обычно принимают: для грунтовых дорог
– 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым покрытием – 0,3 – 0,5 %.
Поперечный профиль дороги. В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться: в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке.
Земляное полотно в нулевых отметках – наиболее выгодный и распространенный профиль дороги. Земляные работы в этом случае сводятся к созданию двухскатного дорожного полотна за счет грунта, вынутого из кюветов (рис. 30).
В насыпи земляное полотно на военных путях устраивают на подходах к мостам, трубам и на заболоченной местности. Насыпи делают: малые – высотой до 1 м, средние – от 1 до 2 м, большие – более 2 м.
Земляное полотно в выемке обычно устраивают на спусках к мостам и переправам и тогда, когда надо придать дороге требуемый продольный уклон. Глубина выемки зависит от рельефа местности и принятого продольного уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают в насыпь или отсыпают в кавальеры – насыпи, располагаемые на обрезах дороги.
Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке устраивают, как правило, на косогорах.
Водоотводные сооружения.Для отвода воды от дороги, осушения земляного полотна и дорожного покрытия устраивают водоотводные сооружения: кюветы, нагорные и отводные канавы и испарительные бассейны.
Для отвода дождевых и талых вод в кюветы или боковые резервы проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны: проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.
Кюветы предназначаются для сбора воды с дорожного полотна, отвода ее и сброса в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу.
Нагорные канавы устраивают для перехвата дождевых и талых вод на косогорах и сброса их в пониженные места. Их отрывают в удалении от бровки выемки не менее чем на 5 м.
Дорожные кюветы устраивают треугольного сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным -1:1,5. Глубину их обычно принимают равной 0,4 м. Отводные и нагорные канавы устраивают трапецеидального сечения, их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по дну – 0,4-0,5 м.
Водопропускные сооружения.К ним относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие насыпи. Их строят на водотоках, а также на суходолах, где может скапливаться вода при сильных дождях и таянии снега.
Водопропускные трубы собирают из готовых бетонных (железобетонных), металлических элементов. Войскового изготовления делают из камня (рис. 4) или дерева (рис. 5). Их строят следующих типов: из стандартных щитов с отверстием 0,4 х 0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м и 0,4х1 м (при малых расходах воды); треугольного сечения из бревен с отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами или продольными рамными опорами с отверстиями не более 4 м; мост-труба со свайными опорами или опорами из продольных рам с распорками и верхним строением по типу моста, отверстие трубы делают не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис. 31) обычно устраивают при перекрытии небольших водотоков и суходолов с малым расходом воды и при наличии местных каменных материалов.
Площадь поперечного сечения дренирующего слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей площади трубы или моста. Высоту фильтрующей насыпи с верховой стороны назначают на 0,5 м выше подпертого горизонта воды.
9 Основные элементы автомобильных дорог
Содержательный модуль 3
Основные элементы автомобильных дорог
1. Характеристики транспортных потоков на дорогах.
2. Классификация автомобильных дорог.
3. План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно.
4. Искусственные сооружения, условия их использования.
1. Характеристики транспортных потоков на дорогах
Транспортно – эксплуатационные характеристики автомобильных дорог – это совокупность параметров, которые определяют технический уровень дороги и ее эксплуатационные возможности.
Основными характеристиками являются [4-5]:
1) интенсивность; 2) плотность; 3) пропускная способность; 4) ровность и шероховатость дорожного покрытия; 5) прочность дорожной одежды; 6) себестоимость перевозок.
Интенсивность – это количество транспортных средств, которые проезжают через определенное сечение дороги в обоих направлениях за единицу времени (сутки, час, год).
Интенсивность бывает: средняя; годовая; фактическая; приведенная и расчетная.
Пропускная способность дороги – это количество автомобилей, которые могут проехать через данное сечение дороги за единицу времени.
Скорость транспортного потока – это средняя техническая скорость автомобилей, из которых состоит транспортный поток.
Плотность движения – это количество автомобилей, которое приходится на единицу длины дороги.
Плотность и скорость движения зависят от типа дорожной одежды, состояния покрытия, от геометрических элементов дороги.
Состояние покрытия проезжей части характеризуется его ровностью и шероховатостью. Ровность и шероховатость являются важными факторами безопасности дорожного движения.
Грузонапряженность – это общая масса грузов, которые перевозятся по данному участку дороги в обоих направлениях за единицу времени.
2. Классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги общего пользования по закону Украины «Об автомобильных дорогах» разделяются следующим образом [8] (рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Классификация автомобильных дорог
Магистральные – автомобильные дороги совмещены с международными транспортными коридорами и международными автомагистралями категории «Е».
Региональные – автомобильные дороги, которые соединяют столицу с административными центрами области и городами государственного подчинения.
Территориальные – автомобильные дороги, которые соединяют административные центры областей и районов между собой.
Районные – автомобильные дороги, которые соединяют административные центры районов с населенными пунктами в пределах района и населённые пункты между собой.
Техническая классификация автомобильных дорог по категориям в зависимости от расчетной среднегодовой суточной перспективной интенсивности движения включает пять категорий.
При определении категории дороги необходимо принимать перспективный период 20 лет, начиная с года утверждения разработки проекта.
Расчетную скорость движения при проектировании автомобильных дорог следует принимать на основе определенной категории и конкретных условий прокладки, в зависимости от рельефа местности [8].
3. План, продольный и поперечный профили, геометрические элементы дорог, земляное полотно
Трассу автомобильной дорогу следует прокладывать по кратчайшему направлению с учетом элементов рельефа и ситуации местности.
Трассой называют положение геометрической оси дороги на местности. Трасса определяется двумя проекциями: горизонтальной проекцией в плане и вертикальной – в продольном профиле [9].
Графическое отображение проекции трассы на горизонтальной плоскости, выполненное в уменьшенном масштабе – называется планом трассы. Его выполняют на топографической карте с существующей ситуацией местности.
Развернутое продольное сечение дороги вертикальной плоскостью называется продольным профилем. Продольный профиль характеризует крутизну отдельных участков дороги, которая измеряется продольным уклоном. Продольный уклон является одной из важнейших характеристик качества автомобильных дорог.
Естественные уклоны местности иногда превышают допустимые показатели, поэтому в таких случаях следует часть грунта срезать на подъемах и подсыпать в пониженных местах (насыпь и выемка).
Основные элементы продольного профиля – уклоны, радиусы вогнутых и выпуклых вертикальных кривых назначаются в зависимости от категории дороги.
Поперечным профилем называется изображение в уменьшенном масштабе сечение дороги вертикальной плоскостью, которая перпендикулярна к оси дороги.
Поперечный профиль включает следующие элементы (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Схема поперечного профиля автомобильной дороги: 1 – откос земляного полотна; 2 – укрепление откоса земляного полотна засевом трав; 3 – обочина; 4 – кромка проезжей части; 5 – основа насыпи; 6 – проезжая часть; 7 – ось поперечного профиля; 8 – слои дорожной одежды; 9 – тело насыпи; 10 – укрепленная полоса обочины; 11 – бровка земляного полотна; 12 – заложение откоса; 13 – кювет [9]
Проезжая часть – основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспортных средств проезжая часть может быть 1- 2- 3- или много полосной.
На дорогах І категории для безопасности движения устраивают разделительную полосу.
Сбоку от проезжей части расположены обочины. Их используют для временных остановок автомобилей, а также для размещения дорожно – строительных материалов при ремонтах.
Вдоль проезжей части на обочине устраивают укрепительные краевые полосы, которые повышают прочность кромки дорожной одежды.
Для расположения проезжей части на необходимом уровне от поверхности земли сооружают земляное полотно, которое прокладывают в насыпи, выемке или полунасыпи-полувыемке.
Откос земляного полотна предназначен для обеспечения его устойчивости.
Бровка земляного полотна – это линия пересечения плоскости обочины с плоскостью откоса.
Крутизна откоса назначается в зависимости от повышения бровки конструкции земляного полотна, вида грунта.
Кюветы предназначены для отведения воды от земляного полотна и являются резервами, из которых выбирается грунт для возведения невысоких насыпей.
Полоса отвода – это полоса местности, на которой расположено земляное полотно соответствующие сооружения, зеленые насаждения и дома службы эксплуатации.
Кромка – это граница проезжей части.
Земляное полотно – дорожное сооружение, которое служит основанием для размещения слоев дорожной одежды и других элементов дороги.
Независимо от погодных условий и времени года земляное полотно должно сохранять свою геометрическую форму.
Земляное полотно состоит из:
1) рабочего слоя верхней части земляного полотна;
3) откосных частей;
4) тела насыпи (тела выемки) (рис. 3.2).
Откосные части насыпи или выемки представляют собой боковые наклонные поверхности, которые ограничивают искусственно отсыпанное земляное сооружение.
К земляному полотну относят также связанные с ним соответствующие сооружения, которые необходимы для отведения поверхностных вод (дренажи) канавы и боковые резервы.
4. Искусственные сооружения, условия их использования
К искусственным сооружениям можно отнести трубы, мосты, путепроводы, виадуки, галереи, подпорные стенки и тому подобное [9].
Трубы устраивают в теле земляного полотна на суходолах или при пересечении небольших ручьев. Также их используют под съездами или переездами. Они предназначены для пропуска небольших объемов воды под дорогой.
Мост совмещает участки дороги, которые находятся по бокам реки, используется для переходов водных препятствий. суходолов, ущелий.
Тоннели используются для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием. В горной местности тоннели проектируют через горные хребты, или вдоль крутых косогоров, районах сдвигов, обвалов, осыпей.
Виадук – это мост большой высоты, который расположен над глубоким ущельем, лощиной или оврагом. Виадуки через узкие ущелья проектируют однопролётными, ввиду высокой стоимости и сложности возведения промежуточных опор.
Галереи устраивают на горных дорогах для защиты от снежных лавин и камнепадов. Их располагают на крутых косогорах с наклоненной поверхностью для скатывания камней, совпадения снежных лавин.
Подпорные стенки ограждают и сохраняют дорогу от разрушений на крутых склонах в горной местности. Их устраивают вместо откосов земляного полотна на крутых косогорах, в районах оползней, на берегах рек. Подпорные стенки строят из железобетона, бетона или каменной кладки.
Трубы водопроводные классифицируют:
– по виду материала: 1) бетонные или каменные; 2) железобетонные 3) металлические;
– по геометрической форме: 1) круглые; 2) прямоугольные; 3) арочные (из камня ); 4) овоидальные;
– по характеру гидравлической работы: 1) безнапорные; 2) полунапорные; 3) напорные;
– по технологии строительства: 1) монолитные; 2) сборные.
Мосты и эстакады классифицируют:
– по габаритам: малые – до 25 м; средние – до 60 м; большие более 100 м;
– по виду материала: деревянные; металлические; железобетоне; комбинированные;
– по технологии строительства: монолитные; сборные; рубленые (деревянные); клёпаные (металлические); сварные (металлические); сварно-омоноличенные; клеенные (на синтетическом клее);
– по характеру работы: балочные; балочно-консольные; ферма-балка; арочные; вантовые.
По данной теме рассмотрены характеристики транспортных потоков на дорогах, классификация автомобильных дорог и основные элементы конструкции дороги, элементы искусственных сооружений.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог.
2. Что такое интенсивность движения?
3. Какие показатели покрытия проезжей части влияют на безопасность движения?
4. Как классифицируют автомобильные дороги?
5. Сколько существует категорий автомобильных дорог?
6. Что такое план трассы?
7. Какие элементы включает поперечный профиль дороги?
8. Как проектируют земляное полотно в зависимости от рельефа местности?
9. Какие искусственные сооружения используют при проектировании дорог?
10. Что устраивают на горных дорогах для защиты от снежных лавин и камнепадов?