Отличие шумоизоляции от виброизоляции
Несколько советов по шумоизоляции
Как известно, хорошая шумо- и виброизоляция салона автомобиля является одним из ключевых факторов, влияющих на комфорт при езде, как для водителя, так и для пассажиров. Ведь чем тише в салоне при движении, тем менее утомительной становится длительная поездка для пассажиров, и тем более комфортно они себя чувствуют. К тому же это способствует концентрации внимания на дороге самого водителя.
Но далеко не все автомобили имеют хорошую шумо- и виброизоляцию салона, установленную на конвейере завода-изготовителя. Как правило, только дорогие авто знатных фирм могут похвастаться низким уровнем шумов в салоне при движении. Если лет 20-25 назад в борьбе за покупателя многие автомобильные производителя старались делать автомобили тише, используя для этого дорогие и качественные материалы, то сейчас многие стараются снизить стоимость автомобилей, особенно в сегменте малого класса.
Одними из первых стали экономить на шумоизоляции корейские производители, а вслед за ними и японцы. Немцы, правда, к этому еще не пришли, но их автомобили стоят заметно дороже корейских и японских аналогов. О нашем же автопроме говорить особо нечего, потому как все наши новые автомобили нуждаются в дополнительной шумо- и виброизоляции салона. Но не стоит расстраиваться, если вы являетесь владельцем автомобиля, уровень шумов и вибраций в салоне которого далек от идеала, ведь это не так трудно исправить.
Доработать шумо- и виброизоляционную защиту можно практически на любом автомобиле, независимо от того сколько ему лет. Это можно сделать с помощью современных автомобильных шумоизоляционных материалов, ассортимент которых в наше время велик. Причем вы можете воспользоваться услугами СТО, где цена будет зависеть от уровня самой защиты, которую вам предложат специалисты, качества используемых материалов и конструктивных особенностей салона автомобиля. А можете все сделать своими руками, если у вас есть небольшие навыки в разборке и сборке салона своего автомобиля.
Факторы, вызывающие шумы и вибрации в салоне
Перед тем как приступить к процессу доработки стандартной шумоизоляции вашего автомобиля следует, прежде всего, выявить слабые места в салоне, которые больше всего подвержены проникновению посторонних шумов из окружающей среды, а также его составляющих частей, которые сами могут быть источниками вибраций при движении автомобиля.
Как известно основными источниками шумов, проникающих в салон автомобиля, является работа двигателя, особенно при неисправной выхлопной системе; шумы в трансмиссии (неисправности в КПП, шрусах или заднем редукторе) и конечно же сами покрышки, которые при движении взаимодействуют с дорожным покрытием (разные модели покрышек издают разные уровни шума, проникающие в салон через колёсные арки). Да и сам кузов при движении взаимодействует с набегающими потоками воздуха и образует всевозможные завихрения, издающие шумы, а иногда даже своеобразные посвистывания (в основном от автомобильных антенн, боковых зеркал и зазоров между кузовными деталями).
При этом конструирование правильной системы шумоизоляции – задача отнюдь не из лёгких. Заводы-производители при разработке новых моделей испытывают их в специальных лабораториях, оснащённых дорогостоящим современным оборудованием, поэтому в кустарных условиях обычной автомастерской или гаража добиться при проектировании и сборке дополнительной виброшумоизоляции таких результатов как в заводской лаборатории не получится. Но, тем не менее, сделать автомобиль несколько тише с помощью современных поглощающих материалов под силу каждому, тем более что эта работа никоим образом не отразится на эксплуатационных показателях автомобиля.
Виды вибро- и шумоизоляционных материалов.
Чтобы улучшить изоляцию салона вам понадобятся два типа материалов – шумопоглотители и вибродемпферы. Шумопоглощающий материал похож на поролон с мелкими ячейками, только в отличие от обычного поролона, где ячейки выстроены в ряд, у шумопоглотителей они имеют одинаковые размеры, но расположены в хаотичном порядке, что не дает шуму проходить прямолинейно и он теряется в неупорядоченной паутине самых ячеек.
Шумопоглощающие материалы обычно имеют покрытие из звуконепроницаемой плёнки, напоминающей фольгу. Эта плёнка возвращает прошедшие шумы обратно в ячейки шумопоглотителя, а также служит как защитный экран, препятствующий попаданию влаги и грязи на основную структуру шумопоглатителя.
Чем больше толщина шумополощающего материала, тем надёжней он препятствует проникновению шумов, но при этом нужно помнить, что не во всех местах салона можно положить толстую пластину шумопоглотителя, в некоторых местах из-за своей толщины он будет мешать крепить элементы обивки салона.
Самих мест, где можно использовать шумоизоляцию много – это изнаночная сторона капота, внутреннее пространство дверей, крыша машины под обивкой. Также хорошая шумоизоляция служит дополнительной защитой кузова от коррозии из-за своих адгезионных свойств.
В местах колёсных арок и днища, для перегородок между моторным отсеком и кузовом рекомендуют использовать вибродемпферы – материалы которые кроме снижения шума в салоне служат ещё и защитой от всевозможных вибраций, возникающих при движении автомобиля. Достигается это в основном за счёт массы самих вибродемпферов, которые гораздо тяжелей шумопоглотителей. Они попросту утяжеляют металл автомобиля, и поэтому он вибрирует меньше.
Так же как и шумопоглотители вибродемпферы имеют звуконепроницаемую плёнку на лицевой стороне, но при этом абсолютно другую основу. Наиболее популярны вибропоглотители на основе битумно-композитных материалов, при этом у разных фирм разные рецепты производства вибробитума. При монтаже вибродемпфера нужно предварительно подготовить места кузова для его укладки, они не должны иметь следов старой антикоррозийной обработки, а также следов жира и грязи.
Если при демонтаже обивочных материалов вы обнаружили следы коррозии на кузове, то их нужно ликвидировать при помощи наждачки или специальных кислот и загрунтовать автомобильной грунтовкой.
Крепится вибропоглощающий материал к деталям кузова с помощью клея, который находится на самом материале и до его использования защищён плёнкой. Для более качественной укладки виброзащищающего материала вам понадобится строительный фен или тепловентилятор, с помощью которого материал размягчается для того чтобы он лучше принимал форму выпуклых поверхностей кузова, не образуя пустот.
На отечественном авторынке предлагается довольно большой ассортимент вибро- и шумопоглощающих материалов, различающихся между собой как самой основой так и качеством изготовления. К примеру, чтобы своими силами сделать приличную шумоизоляцию качественными материалами ВАЗ 2110 вам придётся потратить примерно 200 долларов. А если воспользоваться услугами специалиста, то эта сумма может возрасти в разы.
Владельцы стареньких недорогих автомобилей, которым нецелесообразно вкладывать в авто несколько сотен долларов, могут сделать простую обесшумку, приобретя для этого более дешевые материалы долларов на 50. Кстати, мой товарищ для своего ВАЗ 2106 купил на авторазборке отличную обесшумку в довольно неплохом состоянии от старенького BMW 525 1986 года выпуска и подогнал её с помощью подручных инструментов под кузов своего ВАЗа. Обошлась ему эта простенькая шумоизоляция всего в 15$, при этом в автомобиле стало заметно тише.
Шумоизоляция и звукоизоляция – в чем разница
Многие путаются в понятиях, считая, что «звукоизоляция» и «шумоизоляция» – это синонимы и обозначают одно и то же. До недавних пор так и было, пока специалисты не начали отделять их друг от друга. Так что такое шумоизоляция и звукоизоляция – в чем разница между этими терминами?
Немного теории
Звукоизоляционные меры направляются на борьбу со структурным (вибрационным) и воздушным (акустическим) шумом. К первому можно отнести звуки, передаваемые коммуникационными системами, ко второму – звуки человеческой речи, собачий лай, музыку, шум от проезжающих автомобилей и пр., проникающие в комнаты через пол, стены, потолочные конструкции. Измеряется звукоизоляция в Дб (децибелах).
Шумоизоляция – предупреждение проникновения ударного шума, появляющегося вследствие падения предметов, передвижения мебели, ходьбы, хлопанья дверями и пр.
Наиболее сильно человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 50 Гц, в связи с чем допустимый диапазон звуковых колебаний был в свое время регламентирован в СНИП 23-03-2003 «Защита от шума» – до 48 дБ в дневное, до 39 дБ в ночное время. СНиП СССР от 1977-80 гг. предусматривали определенную структуру пола:
1. Чистовое покрытие – рулонное, не меньше 0,4 см толщиной, или штучное (паркет, ламинат).
2. Цементно-песчаная стяжка или покрытие листовыми материалами.
3. Звукотеплоизолирующая прокладка толщиной 4-10 мм.
4. Основание – бетон или дерево.
Такой тип конструкции пола актуален и по сей день. Увы, не всегда изготовители теплоизолирующих и подложечных материалов с высоким модулем упругости в динамике считают нужным предупреждать о необходимости правильного монтажа собственной продукции. Чтобы добиться нужного эффекта, то есть снизить шумовой поток на 18-20 децибел, требуется стяжка толщиной более 4 см. Это относится как к полистирольным, стекловатным плитам, так и к пеноматериалам и пр.
Звукоизолирующие материалы для пола
При оборудовании звукоизоляции посредством стяжки необходима подложка, укладываемая между основанием и стяжкой. Исходя из физических характеристик, применяемые для этой цели материалы можно разделить на две категории:
· Шумопоглощающие. Минимизируют вибрационные и звуковые колебания, снижают акустический шум (эффект эха) и ударный. Сюда можно отнести Шумостоп и Шуманет от Акустик Групп, Вибростек и Базальтин от одноименных производителей и пр.
· Звукоизоляционные. Отражают шумовую волну, становясь препятствием для ее продвижения. С этой задачей безупречно справляются нетканые, а также мембранные минеральные или неорганические материалы. Среди них можно отметить Rockwool Акустик, Термозвукоизол, PhoneStar (Фонестар), Tecsound.
Но эффективны они не во всех случаях, а при укладке под стяжку из цементно-песчаной смеси толщиной от 40 мм или при настиле сборной конструкции чернового пола, состоящей из двух слоев гипсоволоконного материала (по методическим указаниям Knauf) или двух листов фанеры (в соответствии с рекомендациями Rockwool).
При монтаже шумоподавляющих материалов под стяжку, тип финишного напольного покрытия не важен – он может быть рулонным (линолеум, ковролин), штучным (ламинат, паркет, плитка) и пр. При укладке тонкого звукоизоляционного слоя на стяжку обустройство чистового пола допустимо только из числа монтируемых плавающим способом (ковролин, паркетная доска с замковой системой, массивная паркетная доска на скобах). Правда, такой тип монтажа вполовину снижает уровень звукоизоляции.
Многие изготовители теплозвукоизолирующих материалов еще лет 10 назад начали производить шумоподавляющие изоляторы на основе базальтового и стекловолокна. Это специализированные линейки, выпускаемые в виде рулонных материалов и матов. Это «Урса Перегородка», «Изовер звукозащита» от Isover, «Insulation Акустическая» от Knauf. Но не стоит путать утепляющие подложки с акустическими – подменять вторые первыми просто нецелесообразно, так как у них совершенно разные физико-технические данные.
О керамике и дереве
Звукоизоляция под керамогранит и кафельную плитку заслуживают отдельного рассмотрения, так как для этих материалов свойственно т. н. «малое внутреннее затухание». Соответственно, сэндвич из керамической плитки, цементно-песчаной стяжки и бетонной плиты дает резонансное усиление звуковых волн в стандартном диапазоне. Пытаясь найти оптимальное решение, владельцы жилья с плиточными полами сверху чистового покрытия настилают изоляторы на вспененной основе, а сверху – ковры. Но в действительности это не дает желаемого эффекта – для финишных покрытий из камня и керамики необходима шумоизоляция под стяжку.
Все рассмотренные выше примеры относятся к бетонным полам. Если говорить о древесине, то здесь возникает намного меньше проблем. На структурном уровне она сама частично гасит шумы (исключая вибрационные). Усиление звукоизоляционных качеств древесных полов допустимо не всеми материалами. Применимы только имеющие одинаковый с древесиной уровень паропроницаемости (каменная и стекловата от URSA, Knauf, Rockwool и пр.). Обусловлено это тем, что нетканые мембранные подложки играют роль гидроизоляции, что негативно воздействует на древесину – невентилируемое основание сгниет в короткие сроки.
Еще немного исследований
Возможно, многие слышали пиар-заявления изготовителей подложечных материалов, гарантирующих качественные звукоизолирующие свойства при укладке их продукции при плавающем способе монтажа. В соответствии с исследованиями специалистов в области акустики, структура звукоизоляторов должна быть достаточно нестандартной.
Это связано с тем, что звуковые волны, проходящие сквозь шумоподавляющую мембрану, теряют свою силу из-за трения воздуха в порах нетканого материала. Но применяемые в большинстве случаев материалы (пробковые, пенополиуретановые, из вспененного полиэтилена) не наделены нужным уровнем плотности, чтобы их можно было отнести к классу звкоизолирующих. В то же время для звукопоглощающих они обладают слишком низкой степенью подавления, поскольку отсутствует циркуляция воздуха вокруг изолятора.
Иногда во время монтажа мастера укладывают подложку в многослойную конструкцию, чтобы справиться с этой проблемой. Но следует читывать, что это противоречит технологии монтажа сборных покрытий плавающим способом, что в результате вызовет разрушение замковых соединений.
Неправильный монтаж любого типа звукоизоляции может негативно отразиться на эффективности материала. Для получения безупречного результата стоит проконсультироваться со специалистами-акустиками или грамотными дилерами, представляющими изготовителей-разработчиков звукоизоляционных подложек.
Правильный монтаж шумоизоляции, видео
Выбираем шумо и виброизоляцию
Во время длительных поездок на автомобиле у многих водителей накапливается чувство усталости. И это связано не только с проведёнными в сидячем положении часами – постоянный шум утомляет, приводит к раздражительности и уменьшению концентрации. А это уже чревато происшествиями на дороге. Громкий звук поступает в салон от проезжающих других автомобилей, трения покрышек об асфальт, работы двигателя, шумов в трансмиссии, скрипов кузова во время движения.
Одной из особенностей дорогих автомобилей является пониженная шумность в салоне. Однако для достижения близких к ним показателей шума в автомобилях низкого и среднего классов совсем не обязательно переделывать весь салон за огромные деньги. Достаточно лишь отделать его шумопоглощающими материалами. А если вы хотите поставить в автомобиль хорошую аудиосистему, то без подобной отделки вам не обойтись – иначе система не раскроет себя полностью. Но при выборе шумопоглощающего материала для салона своего автомобиля вы неизбежно столкнётесь с обилием их видов и материалов. Поэтому сначала необходимо разобраться, какой бывает шумо и виброизоляция.
Чем различается шумо и виброизоляция?
Шумоизоляция обычно представляет собой комплекс слоёв из различных материалов. Различают виброизоляционные, теплошумоизоляционные, шумоизоляционные и противоскрипные материалы.
Виброизоляция – это первый и основной материал для комплексной шумоизоляции. Материал представляет собой листы определённого размера, служащие для преобразования механической энергии вибраций в тепловую энергию.
По материалу виброизоляция бывает битумная, мастичная или комбинированная. Часто встречаются модели с дополнительным фольгированным или бумажным слоем. Битумные и комбинированные материалы при нанесении требуют нагрева с помощью промышленного фена, однако эффективность такой изоляции выше, и её используют на колёсных арках, днище и моторном отсеке. Мастичные материалы не требуют нагрева и чаще всего применяются на капоте, багажнике, дверях, крыше и под сидениями.
Теплошумоизоляция – это следующий слой, клеящийся на виброизоляцию. Его основная функция – поглощение посторонних шумов низких и высоких диапазонов. Также он сохраняет тепло и не впитывает влагу, что способствует предотвращению коррозии металла. Важно, что листы теплошумоизоляции самоклеящиеся.
Теплошумоизоляция изготавливается из вспененного пенополиэтилена или каучука с закрытой ячеистой структурой. При этом пенополиэтилен в большей степени удерживает тепло, а каучук – звук.
Шумоизоляция – это третий и последний слой комплексной шумоизоляции. Представляет собой листы с открытой ячеистой структурой, за счёт которой и поглощается звук. Они часто имеют самоклеящуюся основу. Особенность этого материала – значительный вес.
Шумоизоляция изготавливается из вспененного пенополиуретана, то есть поролона, со специальной звукопоглощающей пропиткой. Часто имеет пирамидальную поверхность.
Противоскрипные материалы представляют собой самоклеящиеся листы или полосы, которые наносятся на места соприкосновения деталей, создающих взаимное трение. Они бывают в листах или рулонах. Противоскрипные материалы изготавливаются из маделина – это синтетический нетканый материал с клеевым слоем.
Размеры листа
В зависимости от области, в которой вы хотите наклеить шумоизоляцию, подбирается подходящая длина и ширина листа. Если же говорить о толщине, то чем толще материал, тем выше его звукопоглощающие характеристики и больше места он занимает в салоне.
Количество листов
Шумоизоляционные материалы продаются как по одному листу, так и по несколько. Обращайте на этот параметр внимание, исходя из задач.
Звукоизоляция авто строительными материалами.
Сама идея не нова и мне не принадлежит. Я просто хочу поделиться как можно неплохо сэкономить на звукоизоляции своего автомобиля (если делать своими руками).
Изучая материалы для звукоизоляции я пришел к таким выводам: если грубо, то делится она на 2 вида вибропоглощающие и шумопоглощающие, есть еще дополнительные слои, такие как антискрипы, теплоизоляция. Но 2 основных должны присутствовать обязательно и работают они вместе.
Да простят меня грамотные специалисты, я объясню как я понимаю теорию. Вибра гасит колебания металла и пластика (смотря куда клеить), за счет утяжеления. Тяжелый и более толстый материал сложнее заставить колебаться, резонировать = распространять шумы. Шумоизоляция гасит или поглощает звуковые волны за счет своей ячеистой структуры (например поролон или войлок).
Если рассматривать фирменную шумоизоляцию представленную на рынке (Шумофф, СТП, СГМ и тд), то для вибры они предлагают бутилкаучуковую мастику нанесенную на алюминиевую фольгу, продают листами 27х37 или 50х80, бывают небольшие отклонения в размерах и составах. Для шумки – поролон с клеевым слоем или акустический войлок.
Из минусов – стоимость и как я понял, войлок искусственный.
Из плюсов – удобство монтажа и доступность в магазинах.
Сами технологии монтажа я рассматривать не буду, их очень много в инете.
Картинка не моя из интернета, просто для понимания:
Я решил взять за основу опыт человека, но сделать по своему. Не использовать гидроизол, т.к. этот материал для наружного применения или должен очень герметично закрываться, иначе будет вонять, насчет вреда не в курсе, но запах битума в машине я точно не хочу.
Стал искать ленту на основе бутилкаучука, что оказалось проблемой в моем городе (Челябинск). Если будете искать, есть Герлен, Липлент, WIPBAND и другие, но все они не в моем регионе, а с доставкой небольшого объема (1-2 рулона) мне и самому было неохота возиться. Нашел с сантехническом магазине, под названием звукоизоляция для ванны, продается метрами, шириной 200 мм, толщиной около 2мм. Я взял 12 метров погонных (на 4 двери) за 684 руб. Для сравнения фирменная вибра была бы в 3 раза дороже. Единственное различие что на моей не было алюминиевой фольги, а просто типа ткани.
Шумку хотел из войлока, даже нашел где купить 10 мм толщины, но там кончился, да и дороговато было. Хотел мебельный купить, там где торгуют мебельными тканями и наполнителями, тонкий 5 мм, шириной 2100 мм, 70 руб за метр, но продают рулонами, в рулоне 30 метров, мне его столько не нужно. Нашел на авито мебельного войлока кусок 10х2 метра за 1500 руб.
Я не рекомендую войлок использовать там, где он может намокнуть, днище например. Он впитывает влагу, а вот в двери столько влаги не попадет, точнее не попадает в ту часть, куда я его собирался ставить (на пластиковую обшивку).
Еще купил ленту “антискрип” Называется Маделин, 30 руб за метр, за 15 штук вышло 450 руб. Он клеится на стыки пластиков и клипс, аналоги искать не стал, но по сути это ткань на двухстороннем скотче. Потратил в итоге метров 5 от силы, т.к. клепки у меня были все с резиновыми шайбами.
Забыл упомянуть, есть еще профессиональная звукоизоляция для помещений, там такой же принцип действия и похожие материалы, только продаются большими рулонами/листами и дороже. Если интересно гуглите Tecsound.
Клеил на внутреннюю часть двери кусками, снизу оставлял небольшой просвет 3-5 см, чтобы намокания не было. Из-за того что вибру взял с тканью, а не с фольгой было беспокойство, что будет накапливать влагу. Но когда разобрал дверь, я понял, что по стенкам влага не течет, там если и были следы, то мелкие брызги. Я хотел протереть двери, но они оказались чистыми внутри (автомобилю 7 месяцев), снизу только грязь была, но туда и не нужно клеить.
Отверстие залепил толстой пленкой, потому что она у меня была и по рекомендации одного ютубера.
Виброизоляции мне хватило ровненько на все 4 двери, остался кусочек 30 см.
Кстати разбирать двери не сложно, 2-3 шурупа и остальное на пистонах. Я дольше материалы искал, чем разбирал.
Дальше я пару дней катался без пластиковых панелей на дверях, т.к. резко похолодало и было неохота ставить их в выходные. И даже в таком виде результат меня устроил: двери стали тяжелыми их стало приятно закрывать, звук от моих дешёвых динамиков изменился, басы стали более глубокими, ничего не дребезжит.
С войлоком делал так:
прикладывал пластиковую панель, обводил маркером, вырезал ножницами и по месту подрезал. Сделал в 2 слоя, ничего не клеил, просто вкладывал войлок и защелкивал панель на дверь.
Из сложностей – войлок при работе сильно пылит и когда обратно собираешь дверь создает толщину и пришлось немного покорячиться.
Ну и что с войлоком, что без него, разницы я не заметил сильной. Поэтому главное в этом деле виброизоляция.
Результат меня полностью устроил. В машине стало тише, музыка играет лучше.
войлок – 1500 руб (еще половина осталась)
антискрип – 450 руб (больше половины осталось)