Пдд движение по полосам перестроение
Можно ли перестраиваться на перекрестке? Проверьте себя
Очередной вопрос, на который большинство автомобилистов не сможет дать однозначного ответа. А раз так, давайте вновь заглянем в Правила дорожного движения.
Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Напомню, что ширина полосы движения по действующим стандартам должна составлять от 3 до 3,75 метра. При этом в ПДД нет запрета на движение транспортных средств в два ряда по одной полосе, если, конечно же, позволяет ширина этой полосы. Таким образом, выезд из занимаемого ряда, даже в пределах своей полосы, также считается перестроением.
Теперь о главном: в нынешней редакции Правил дорожного движения перестроения на перекрестке не запрещены. А значит, разрешены. Простой пример: водитель впередиидущего автомобиля внезапно (как это часто бывает) вспомнил, что ему на перекрестке надо повернуть налево, включил поворотник и остановился, вы перестроились правее и продолжили движение прямо. Нарушения нет. Обычно проблемы возникают из-за того, что многие водители путают перестроение с обгоном.
Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
А вот как раз обгоны на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, и на пешеходных переходах в соответствии с пунктом 11.4 ПДД запрещены. Наказание — административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).
Так что если на перекрестке вы соблюдаете требования знаков, разметки (например, движение по полосам) и ваше маневрирование не связано с выездом на встречную полосу, вы ничего не нарушаете. Только помните, что при перестроении вы обязаны соблюдать требования пункта 8.4 ПДД (водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа).
На приведенной в статье картинке изображен регулируемый перекресток. На нем вы можете перестраиваться. Если бы он был нерегулируемым, перестроения также не были бы запрещены. Единственное, в этом случае надо помнить про пункт 14.1 ПДД:
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода
И пункт 14.2 Правил:
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
Но, несмотря на отсутствие запрета, я бы все же рекомендовал перестраиваться только в крайних случаях, ведь другим участникам движения и так приходится отслеживать на перекрестке слишком много информации (дорожная обстановка, знаки, сигналы светофора и т.д.), и дополнительная «вводная» от вас только усложнит им задачу и, соответственно, повысит риск возникновения аварийной ситуации.
ПДД: подача сигналов при маневрирование, перестроение по полосам и на перекрестке
Глава 8 Правил Дорожного Движения (далее по тексту ПДД) регламентирует действия участников дорожного движения (далее ДД) в ситуациях, связанных с началом движения автомобиля или совершением им одного из следующих маневров:
Данная глава, являющаяся неотъемлемой частью экзаменационной программы, требует от водителя подавать установленные ПДД сигналы в различных перестроениях, а также перед началом и окончанием движения.
Вместе с тем, каждый водитель должен четко понимать, что подача сигнала не дает преимущества.
Основной постулат безопасного маневрирования можно сформулировать так:
Начало движения и остановка
Перед началом движения водитель обязан:
1. Включить соответствующий направлению указатель поворота;
2. Пропустить поток транспортных средств (далее по тексту ТС), движущихся в попутном направлении.
3. Если перед остановкой требуется выполнить перестроение по полосам, пропустить ТС, движущееся по крайней правой полосе. На изображении синий автомобиль должен пропустить зеленую машину.
Маневрирование
Начало маневрирования в обязательном порядке предваряется подачей сигналов, оповещающих участников движения об изменении траектории вашего автомобиля. При невозможности использования сигналов световых указателей поворотов, водитель маневрирующего ТС должен сообщать информацию о своих намерениях при помощи левой руки.
Сигнал о левом повороте (развороте) подается следующим образом.
Поднятая вверх левая рука, согнутая в локте, сигнализируют о совершении правого поворота
Подача сигнала мотоциклистом может осуществляться иначе. Согнутая в локте, поднятая правая рука сообщает участникам дорожного движения о его намерении совершить левый поворот (разворот).
Соответственно, правая рука, вытянутая в сторону, предупреждает о намерение повернуть направо.
Неработающий стоп-сигнал может быть продублирован прямой, вытянутой вверх, левой рукой для владельцев автомобиля и правой рукой для мотоциклистов.
Важно! Вне зависимости от способа (штатным указателем поворота или рукой), подача сигнала выполняется заблаговременно.
Очевидно, что предупреждающий фактор заблаговременной подачи сигнала полностью зависит от скорости движения транспортного средства. Опытные водители рекомендуют использовать негласное правило, определяющее отношение скорости передвижения к расстоянию до места совершения маневра. Оно выглядит так: при скорости 60 км/ч оптимальным расстоянием подачи сигнала поворота станет 60 м до места поворота.
Однако, возможны ситуации, в которых преждевременное включение указателя поворота может дезинформировать других участников движения, что запрещено ПДД.
На изображение водитель синего авто хочет повернуть за автозаправочной станцией. Но его ошибка в том, что он слишком рано включает сигнал поворота и водитель красного автомобиля, невольно обманутый этим сигналом, принимает решение о выезде с АЗС. Но поскольку, синяя машина продолжает двигаться прямо, такое решение приведет к неизбежному столкновению и виноват в этом ДТП будет водитель красной машины.
Чтобы не вводить в заблуждение других водителей не следует подавать сигнал поворота на дорогах с естественными закруглениями при отсутствии на них пересечений.
Сразу после окончания маневра подача сигнала световым указателем прекращается. Подача сигнала при помощи рук заканчивается непосредственно перед совершением поворота (разворота).
Выезд на проезжую часть с примыкающей территории предваряется пропуском пешеходов и ТС, движущихся по ней.
Безопасный съезд с проезжей части на прилегающую к ней территорию предполагает пропуск велосипедистов, следующих по данной проезжей части и пешеходов.
Перестроение по полосам
Перестроение – это маневр, в ходе выполнения которого ТС выезжает из занимаемой ранее полосы (ряда), но сохраняет при этом прежнее направление движения. Следует обратить внимание, что правилами перестроения из ряда в ряд в пределах одной полосы не запрещены.
В обязанность водителя, выполняющего перестроение, вменяется пропуск попутных автомобилей, сохраняющих направление движения, как на иллюстрации, где синяя машина пропускает красную.
Обоюдное или взаимное перестроение
Рассмотрим ситуацию, иллюстрирующую возникновение популярного среди водителей-новичков вопроса: «Кто должен уступить дорогу при одновременном перестроении?».
Ответ на него логичен и прост. Преимуществом при перестроении пользуются участники дорожного движения, движущиеся справа. То есть, наличие помехи справа при перестроении по полосам движения обязывает водителя уступить дорогу при одновременном перестроении. На изображение синий автомобиль пропускает зеленый при одновременном перестроение, так как он для него это помеха справа.
Перестроение на перекрестке
В целях предотвращения ситуаций, приводящих к конфликтам участников ДД при осуществлении поворотов на перекрестках, ПДД обязывают водителей заранее занимать крайнюю полосу, соответствующую направлению поворота.
Данное требование не распространяется на пересечения, на которых организовано круговое движение. Правила перестроения на кольце допускают въезд на перекресток с любой полосы. Съезд с кольца и обязанность уступить дорогу при взаимном перестроении регламентируется пунктом ПДД, определяющим порядок поворота направо.
Таким образом, автомобилям в ситуации, представленной на картинке ниже, движение автомобилям (в зависимости от выбранной полосы) разрешено:
- синему – прямо и поворот направо;
- желтому – только прямо;
- зеленому – только прямо;
- красному – прямо, поворот налево и разворот.
Важно! Во избежание столкновений при выполнении правого поворота, водитель автомобиля (мотоцикла, велосипеда), совершающего маневр, обязан занять крайнее правое положение в правой полосе.
В противном случае возможен наезд, например, на велосипедиста, как показано на иллюстрации.
Данное правило в равной степени действует и в отношении поворота налево.
Если дорога имеет трамвайные пути, уровень которых совпадает с уровнем проезжей части, выполнение левого поворота (разворота) на такой дороге разрешено исключительно с трамвайных путей. Нарушение этого правила трактуется как опасное маневрирование.
Разворот (поворот) из левой полосы движения запрещен, поскольку создает предпосылку к ДТП.
Обязательным условием совершения маневрирования на дороге с трамвайными путями является отсутствие помех для движения трамвая.
Запрещено выполнять поворот по траектории с выездом на полосу встречного движения.
Правильный вариант траектории поворота представлен на картинке ниже.
Выполняющему левый поворот водителю разрешено занимать любую полосу движения, поскольку ни один из вариантов не предполагает выезд на «встречку», то есть не противоречит ПДД.
Несколько иная ситуация возникает с совершением правого поворота. Здесь водителю рекомендуется занять максимально правое положение. В случае отсутствия такой возможности, например, из-за припаркованного автомобиля, необходимо с максимальными предосторожностями занять вторую от правого края дороги полосу.
Если габариты автомобиля (иные объективные причины) не позволяют совершить поворот из крайнего правого положения, то есть, без нарушений требований ПДД, допускается иной вариант выполнения маневра. Водителю зеленого авто разрешено сместиться левее, однако на него возлагается ответственность за обеспечение безопасности данного маневра.
Разворот (поворот налево) вне границ перекрестка выполняется только пропуска автомобилей, движущихся навстречу.
Нередко ширина магистрали или габариты автомобиля не позволяют выполнить разворот из крайнего левого положения на полосе. В этом случае, допустимо совершение разворота с правой обочины дороги, с обязательным пропуском всех участников ДД, движущихся во встречном и попутном, направлениях.
В ситуации, когда траектории маневрирующих автомобилей пересекаются, а, приоритетность проезда не оговорена положениями существующих ПДД, право первоочередного проезда принадлежит участнику движения, приближающегося с правой стороны (красному авто). То есть, хорошо знакомая даже новичкам «помеха справа».
Факт наличия на магистрали полосы торможения обязывает водителя заблаговременно съехать на нее и на ней снижать скорость движения, не создавая помех основному потоку машин.
Соответственно, присутствие полосы разгона требует от водителя увеличение скорости движения после совершения маневра осуществлять на ней и лишь потом, выезжать на основные полосы магистрали, предварительно пропустив попутные машины.
Разворот и движение задним ходом
Нормами ПДД разворот запрещается на
- На пешеходных переходах.
- На мостах.
- В тоннелях.
- На ж/д переездах
- На путепроводах и эстакадах, а, также под ними.
- На отрезках магистралей с ограничением видимости (даже в одном направлении) 100 м и менее.
- На оборудованных и обозначенных соответствующими знаками остановках маршрутного транспорта.
Движение задним ходом
Выполнение данного маневра возможно в случае гарантированной безопасности и отсутствии помех для остальных участников ДД. Конструктивные особенности грузовых автомобилей могут ограничивать обзор пространства позади транспортного средства через зеркала заднего вида. В этом случае водитель обязан покинуть автомобиль, чтобы убедиться в безопасности движения задним ходом.
В ситуациях полного ограничения видимости (например, выезд из арки двора) необходимо прибегнуть к помощи других лиц.
Действующие ПДД воспрещают движение задним ходом на перекрестках и участках дорог, где действует запрет на совершение разворота. То есть, в местах, перечисленных выше.
Таким образом, очевидно, что любое маневрирование, как и начало движения, по ПДД должно сопровождаться обязательной подачей сигнала, информирующего участников движения о направлении последующего движения автомобиля.
Правила ПДД: перестроение по полосам
Даже опытные водители, двигаясь в дорожном потоке, могут оказаться в ДТП связанном с маневрированием между дорожными полосами. В ПДД прописаны правила перестроения, но некоторые тонкости, касающиеся такого важного элемента дорожного движения, всё же остаются спорными. Порой сложно понять кто прав, а кто виноват, ведь все участники двигались согласно правилам, а аварийная ситуация всё равно возникла.
Ситуация на дороге может оказаться крайне спорной, тем более касаемо самого процесса движения в потоке, где каждый преследует свои интересы и желает скорее добраться к цели. Какие существуют правила, касающиеся движения по полосам, что стоит учитывать в первую очередь? Ответ на эти и многие другие важные вопросы, мы дадим в нашей статье.
Какие правила?
Правила движения по полосам чётко оговаривают, как водителям стоит поступать в разного рода ситуациях. Раздел 8 ПДД чётко оговаривает следующие пункты, касающиеся маневрирования:
- Начало движения;
- Перестроение;
- Съезд с дороги на прилегающую территорию и полосу, предусмотренную для торможения;
- Выезд на дорогу с прилегающей территории и полосы разгон.
«Помеха справа»
К примеру, в ситуации, когда по одной полосе двигается 2 ряда автомобилей и возникает необходимость одновременного перестроения, тот, кто находится слева, должен позволить перестроиться тому, кто находится справа. Проблема тут конечно состоит ещё и в том, что движение происходит по одной полосе, и места для манёвра не так-то много, а поток порой настолько плотный, что из левого ряда заметить, что кто-то справа хочет перестроиться, непросто. Однако закон един для всех и даже если вас «притёр» едущий в правом ряду автомобиль, то вы, как это ни прискорбно, скорее всего, окажетесь виноваты.
Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически возлагаете на себя ответственность за возможные необдуманные действия того, кто находится справа. Хотя этот принцип и не совершенен в 80% случаев виновным признаётся водитель из левого ряда. На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников движения, когда принцип «помехи справа» играет против вас, лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае аварии у вас имелись подтверждения собственной правоты.
Где принцип не работает?
В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому. Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.
Между полос
Если вы желаете перестроиться в правый ряд из среднего, а кто-то из правого уходит влево, то вы должны пропустить того кто перестраивается из правого, а уже после перестроиться сами. Здесь работает «помеха справа».
Важным при определении виновника аварии является положение относительно дорожной разметки. Дело здесь вот в чём, как бы правее вы ни были, перед тем, как перестроиться вы обязаны предупредить сигналом и ждать пока вас пропустят. В таких случаях правило «помехи справа» не работает, ведь по своей полосе вы можете двигаться прямо, а перестраивающийся должен ждать пока его пропустят.
Маневрирование
В общем, можно выделить несколько основных правил маневрирования на дороге, которых вы должны придерживаться:
- Если я не собираюсь перестраиваться, то могу не уступать никому дорогу, двигаясь по своей полосе;
- Если я хочу перестроиться в правый ряд, то должен пропустить всех;
- Если я перестраиваюсь в левый ряд, то должен дождаться пока меня пропустят;
- При перестроении всегда включайте поворотник. Если вы не перешли в нужный вам ряд, то его лучше не выключать.
Помеха справа при одновременном перестроении
Добрый день, уважаемый читатель.
Практически каждый водитель хотя бы раз слышал о том, что на дороге действует так называемое правило “помехи справа”.
Однако данный термин не используется в тексте правил дорожного движения. Поэтому каждый участник дорожного движения трактует его по-своему.
Например, некоторые водители считают, что следует во всех ситуациях уступать дорогу автомобилям, приближающимся справа.
При этом прочие требования правил в расчет не берутся. А это в корне неверно.
В каких случаях нужно уступить помехе справа?
Правило “помехи справа” применяется в двух ситуациях:
- при одновременном перестроении;
- при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами.
При этом следует учитывать, что правило помехи справа – это правило, которое следует использовать на дороге в самую последнюю очередь. То есть применяется оно лишь в тех случаях, когда иные пункты правил дорожного движения ситуацию не регламентируют.
Правила выполнения перестроения
Перестроение транспортных средств регламентируется пунктом 8.4 правил дорожного движения:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Приоритет при перестроении одного автомобиля
Если перестроение выполняет только один автомобиль, то уступить дорогу должен именно его водитель.
При этом на практике Вы находитесь в одной из следующих ситуаций:
1. Вы едете по своей полосе на белом автомобиле, а с соседней полосы на Вашу перестраивается оранжевый автомобиль. Уступать ему Вы не обязаны. При этом не имеет значения, движется автомобиль справа или слева. Помеха справа не применяется.
2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока машины на соседней полосе не “закончатся”. Правило помехи справа также не действует.
Кто должен уступить при одновременном перестроении?
В случае одновременного перестроения нескольких автомобилей действует правило “помехи справа”, т.е. приоритет имеет транспортное средство, которое находится справа.
При этом возможны следующие варианты:
1. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева. Оранжевый автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение.
По правилам дорожного движения оранжевый автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, в какую полосу перестраивается он.
Хотя в данной ситуации Вы и имеете преимущество, ломиться на левую полосу с криком “Ура! Правило помехи справа действует!” не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.
2. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа. Оранжевый автомобиль на правой полосе также выполняет перестроение.
В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило помехи справа.
Обобщенные правила перестроения
На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:
- Если Вы не перестраиваетесь, то и уступать дорогу никому не должны.
- Если Вы перестраиваетесь направо, то уступить дорогу следует всем.
- Если Вы перестраиваетесь налево, то Вас должны пропустить только те, кто перестраивается одновременно.
Ну а в следующей статье речь идет про применение помехи справа на перекрестках.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 5 февраля 2019
Рекомендуем также прочитать:
Здравствуйте, едем паровозиком, друг за другом, я смотрю никто не перестраивается и полоса слева пустая, включаю поворотник и начинаю перестроение, в это же время автомобиль двигающийся сзади тоже начинает перестраиваться, должна ли я ему уступить, или я все таки могу продолжить перестроение, а он меня должен пропустить.
Галина, абсолютно одновременно такое не случается. Кто первый, тот и прав.
Здравствуйте. Хотел для себя прояснить одну вещь. Есть круговое движение с 2 полосами. Въезд в город. Правая полоса настолько широкая, что всегда с круга въезжают по 2 машины. А потом начинают в 1 полос перестраиваться. Кто будет виноват, если оба в полосе находятся? Полосы нарисованы. Будет обоюдка?
Антон, здравствуйте.
Вы имеете в виду въезд на круг или выезд с круга?
Перестроился в средний ряд из левого крайнего (на асфальте стрелки о сужении дороги с лева и с права и знаки) с правого ряда на небольшом расстояеии шла а/м с брльшей скоростью и перестроился, втиснулся, перед припарковаными а/м и мною.
В результате дтп. Моё правая передняч арка, пластик арки притерт, у второго задняя левая дверь и крыло между дверью и аркой.
Как доказать что не было обоюдного перестроения?
Я совершал перестроение из крайнего левого ряда, моя машина закончила перестроение. Вторая машина ехала в правом крайнем ряду и догоняла меня, догнав прижала и опережая затерла, проехала 10 м и выровняв в среднем ряду остановилась. Волитель заявил что ехал в среднем ряду и не перестраивался. Видео движения автомашин имеется, но там нет самого момента дтп.
Леонид, здравствуйте.
В данном случае имеет смысл найти свидетелей происшествия или записи с видеорегистраторов проезжающих машин.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте ! Кто подскажет профессионально ? Спорная ситуация ; еду в крайнем левом ряду по 4ёх полосной дороге, перестраиваюсь в средний ряд правее, посмотрев в зеркало заднего обзора есть большое место и сзади на перестраиваемую полосу светят фары грузовика или автобуса ( тёмное время суток), перестроился на 90 % только заднее левое колесо осталось на разделяющей прерывестой полосе и тут с права подрезая на лево на поворот ( а до поворота метров 30-40 т.е буквально перед перекрёстком) цепляет меня авто (моё правое крыло и бампер) и уходит на поворот на лево, поскольку у меня скорость была км 30-40 в/ч я останавливаюсь сразу а он пролетает на перекрёсток на лево потом сдаёт назад и выстраивается на одну полосу со мной. Он летел на лево скорее всего с крайнего правого ряда в протоколе на дтп я всё указал но на разборе это всё квалифицируют как одновременное перестроение и соответственно вина моя ? видео записи нет но есть камеры на перекрёстке . Но ято точно видел когда перестраивался что его не было он скорее летел со всем справа , как быть ? кто подскажет ?
Дмитр, здравствуйте.
А какое именно нарушение Вы видите в действиях второго водителя?
KatyaSs, в данном случае не имеет принципиального значения, кто начала маневр первым. Если один автомобиль начал чуть раньше, второй – чуть позже, однако при перестроении они столкнулись, то речь идет об одновременном перестроении.
Если же один автомобиль включил поворотник, но остался в пределах своей полосы и водитель не поворачивал руль, то перестроение он не начал.
Удачи на дорогах!
KatyaSs, если оба автомобиля будут находиться на разметке (перестраиваться), то виноват будет водитель автомобиля слева.
Если один автомобиль будет находиться в пределах полосы, то виноват будет перестраивающийся. При этом не будет иметь значения, кто из них впереди, а кто – сзади.