Люфт коленвала ваз 2106
Как выбрать, отремонтировать и установить коленвал на ВАЗ 2106
Двигатель внутреннего сгорания невозможно представить без коленчатого вала, поскольку именно эта деталь позволяет сдвинуть транспортное средство с места. Поршни характеризуются только поступательным движением, а для трансмиссии необходим крутящий момент, который удаётся получить благодаря коленвалу. Со временем механизм изнашивается и требует проведения ремонтных работ. Поэтому важно знать, что и в какой последовательности нужно делать, какие инструменты использовать.
Для чего нужен коленвал в двигателе ВАЗ 2106
Коленчатый вал (коленвал) — важная деталь кривошипно-шатунного механизма любого двигателя. Работа узла направлена на преобразование энергии сгорающих газов в механическую энергию.
Описание коленвала ВАЗ 2106
Коленвал имеет довольно сложную конструкцию, с расположенными на одной оси шатунными шейками, которые соединяются посредством специальных щёк. Количество шатунных шеек на двигателе ВАЗ 2106 равно четырём, что соответствует числу цилиндров. Шатуны обеспечивают соединение шеек на валу с поршнями, в результате чего совершаются возвратно-поступательные движения.
Рассмотрим основные элементы коленчатого вала:
- Коренные шейки — являются опорной частью вала и устанавливаются на коренных вкладышах (расположены в картере мотора).
- Шатунные шейки. Эта часть предназначена для соединения коленвала с шатунами. Шатунные шейки, в отличие от коренных, имеют постоянное смещение в стороны.
- Щёки — деталь, обеспечивающая соединение двух типов шеек вала.
- Противовесы — элемент, уравновешивающий вес шатунов и поршней.
- Передняя часть вала — часть, на которую насаживается шкив и шестерня механизма газораспределения.
- Задняя часть. К ней крепится маховик.
Спереди и сзади коленвала установлены уплотнители — сальники, которые предотвращают выход масла наружу. Весь механизм коленчатого вала вращается благодаря специальным подшипникам скольжения (вкладышам). Эта деталь представляет собой тонкую стальную пластину, которая покрыта материалом с низким коэффициентов трения. Чтобы вал не смещался по оси, используется упорный подшипник. В качестве материала при изготовлении коленчатого вала используется углеродистая или легированная сталь, а также модифицированный чугун, а сам процесс производства осуществляется методом литья или штамповки.
Коленвал силового агрегата имеет сложное устройство, но при этом принцип его работы довольно прост. В цилиндрах двигателя происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси, в результате чего выделяются газы. В ходе расширения газы оказывают воздействие на поршни, что приводит к совершению поступательных движений. Механическая энергия от поршневых элементов передаётся шатунам, которые соединяются с ними через втулку и поршневой палец.
Такой элемент, как шатун, соединяется с шейкой коленвала с помощью вкладыша. Как результат, поступательное движение поршня преобразуется во вращение коленчатого вала. Когда вал совершает пол-оборота (проворачивается на 180˚), шатунная шейка движется обратно, тем самым обеспечивая возврат поршня. В дальнейшем происходит повторение циклов.
Не менее важным в работе коленвала является процесс смазывания трущихся поверхностей, к которым относятся шатунные и коренные шейки. Важно знать и помнить, что подача смазки к валу происходит под давлением, которое создаётся масляным насосом. На каждую коренную шейку масло подводится отдельно от общей системы смазки. На шейки шатунов смазывающее вещество подаётся через специальные каналы, которые расположены в коренных шейках.
Размеры шеек
Коренные и шатунные шейки по мере эксплуатации двигателя изнашиваются, что приводит к нарушению правильной работы силового агрегата. Кроме этого, износ может быть связан с разного рода неполадками двигателя. К таковым относятся:
- низкое давление в системе смазки;
- малый уровень масла в картере;
- перегрев мотора, что приводит к разжижению масла;
- низкое качество смазки;
- сильный засор масляного фильтра.
Перечисленные нюансы приводят к повреждению поверхности шеек вала, что говорит о необходимости ремонта либо замены узла. Чтобы оценить износ шеек, необходимо знать их размеры, которые приведены в таблице.
Отвечают специалисты
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Можно ли на двигатель VAZ 2106 установить 16-клапанную головку и впрыск топлива от «десятки»?
Головка блока цилиндров двигателя любого переднеприводного вазовского автомобиля несовместима с «классическим» мотором — у них разное расстояние между осями цилиндров. Для моторов «Самары» — 89мм, а для «Жигулей» — 95. Этого достаточно, чтобы на прочие отличия не обращать внимания.
Сегодня с впрыском топлива серийно выпускается лишь «классический» мотор объемом 1,7л. Создана впрысковая версия двигателя объемом 1,45л (обычный «полуторалитровый») — ей присвоен индекс 2104, а впрысковый вариант мотора 2106 только разрабатывается.
Можно ли для 16-клапанного двигателя с нейтрализатором использовать «92-й» бензин и почему в инструкции указан
«95-й»? Это гарантия, что он неэтилированный, или причина иная?
Октановое число 95 не указывает на то, что бензин неэтилированный. Даже произведенный без присадок, он может получить убойную дозу тетраэтилсвинца при хранении или перевозке в грязной емкости, использовавшейся ранее под этилированный бензин.
Бензин АИ-95 для двигателя VAZ 2112 — это необходимое условие получения заявленных заводом скоростных, динамических и экономических показателей автомобиля, а также его безотказности. Применение более дорогого бензина с повышенной антидетонационной стойкостью позволило создать двигатель с достаточно высокой степенью сжатия 10,5 (для сравнения: у двигателя «Самары» она равна 9,8, а у двигателей «классики» 8,5–9,3). Повышенная степень сжатия улучшает топливную экономичность на частичных нагрузках. Кроме этого, бензин АИ-95 дает мотору возможность работать при больших углах опережения зажигания на режимах полных нагрузок. Вывод: более дорогой бензин АИ-95 обеспечивает лучшую топливную экономичность и более высокие мощностные показатели двигателя VAZ 2112.
Специфика рынка автомобильного топлива России и параметры электронной системы управления двигателем VAZ 2112 позволяют заводу давать гарантию на автомобиль только при условии использования бензина АИ-95. Независимо от наличия нейтрализатора бензин с октановым числом менее 95 на автомобилях с двигателем VAZ 2112 недопустим.
Два года мучаюсь с детонацией на двигателе 2103. Сменил систему зажигания на бесконтактную, но это не помогает.
Бывает, что при исправной и правильно отрегулированной системе зажигания и соответствующем бензине двигатель, тем не менее, детонирует. Причины этого различны.
1. Проникновение в камеры сгорания избыточного количества моторного масла, которое, по сравнению с бензином, является низкооктановой фракцией. Это возможно при сколе направляющей втулки клапана, неисправных маслоотражательных колпачках, негерметичности сопряжения втулки с головкой блока цилиндров.
2. «Забедненные» регулировки карбюратора.
3. Увеличенная степень сжатия из-за меньшей толщины прокладки головки цилиндров, заниженной высоты блока или головки цилиндров, уменьшения объема камеры сгорания и по другим причинам.
4. Существенная неравномерность распределения смеси по цилиндрам, скажем, вследствие брака при литье впускного коллектора.
5. Перегрев одного или нескольких цилиндров из-за местной непроходимости рубашки охлаждения. Например, брак литья как результат использования поврежденных стержневых ящиков или наличия в готовой отливке остатков формовочной смеси.
Подскажите, какие свечи и ремень генератора можно использовать для «Оки» VAZ 11113.
Двигатель VAZ 1111 (рабочий объем 644смз) представляет собой, условно говоря, «половинку» мотора VAZ 2108 (1288смз), а VAZ 11113 (750смз) — «половину» VAZ 21083 (1500смз). Оба «оковских» мотора комплектуют генераторами 2108. Поэтому на «Оке» применяют те же свечи и ремни генератора, что и на карбюраторных «самарах».
Планирует ли завод вносить изменения в конструкцию тормозной системы, в частности заменить тормозные цилиндры на самоподводящиеся?
ОАО «УАЗ» устанавливает рабочую тормозную систему с автоматической регулировкой зазора на автомобили семейства UAZ 3160 и UAZ 3162. Для других моделей заканчивается подготовка производства — потребовались усиленные барабаны, тормозные щиты и колодки.
Удалось приобрести щиток приборов от UAZ 3160. Могу ли я установить его взамен штатного на UAZ 31512?
После монтажа панели приборов автомобиля UAZ 3160 в кузов UAZ 31512 происходит следующее: рычаг коробки передач упирается в накладки консоли; уменьшается (до некомфортного) расстояние между панелью приборов и коленями водителя и переднего пассажира; затрудняется пользование приборами управления (подрулевыми переключателями, кнопками, клавишами), поскольку недостаточно расстояние между рулевым колесом и панелью приборов, ухудшается посадка-высадка из-за уменьшения проемов передних дверей.
Для UAZ 31512 разработана панель приборов UAZ 3159 «БАРС», ее-то и рекомендуем устанавливать на место штатной.
Слышал, что выпускают УАЗы с нестандартными двигателями, в частности с «тойотовскими». Могу ли я поставить на свою машину дизельный «Штайр» и планируются ли серийные модификации с таким двигателем?
Двигатели «Тойота» на автомобили УАЗ устанавливает тюнинговая фирма «Техносервис» из Нижнего Новгорода. В свое время велась разработка для монтажа на УАЗы двигателей ГАЗ-5601, изготовленных по лицензии фирмы «Штайр», но пока завод не планирует комплектовать ими автомобили. Возможность установки нештатного двигателя рассматривается в каждом конкретном случае по письменному обращению владельца в ОАО «УАЗ».
Колеса какой размерности подходят к UAZ 31512?
На этот автомобиль можно устанавливать шины размерностью 215/90R15С, 225/85R15С на колесах 6J-15 и 225R16, 225/75R16, 215/80R16, 215R16 на колесах 6J-16. Индекс грузоподъемности шины должен быть не менее 99 (775 кгс), скорость автомобиля соответствовать индексу скорости, указанному на боковине применяемой шины.
Как буксировать другой автомобиль «Москвичом-2141», если он не оборудован фаркопом?
Помимо фаркопа, для кратковременной буксировки можно использовать штатную проушину, которую устанавливают на правом заднем лонжероне по заказу. Если ее нет, завод не рекомендует использовать автомобиль для буксировки — это приведет к его повреждениям.
На моем М-2140 установлены инерционные ремни безопасности ИРБ-9 эстонской фирмы «Норма». При очередном техосмотре инспектор ГИБДД потребовал их заменить, указав на то, что при вытягивании ленты рывком она не фиксируется в катушке. Но эти ремни и новые не стопорились при такой проверке!
Современные инерционные ремни безопасности оснащены двумя независимыми механическими датчиками, вызывающими срабатывание фиксатора: один реагирует на резкое вытягивание ленты из катушки, а другой — на крен и ускорение автомобиля. Такое дублирование повышает надежность. Однако основным является именно второй датчик. Он позволяет мгновенно зафиксировать ремень не только при ударе, но и при опрокидывании автомобиля.
Устаревшие ремни «Норма» ИРБ-9 (кстати, их ставили не только в «москвичах») оснащены лишь датчиком крена и ускорения, поэтому контроль работоспособности резким вытягиванием ленты неприемлем для катушек этой модели. Их следует проверять при резком торможении (рекомендуется со скорости 25 км/ч) или на автомобиле, установленном со значительным продольным или поперечным креном. Если в этих случаях лента фиксируется в катушке, ремни исправны и заменять их другими не требуется.
Каков нынешний уровень локализации производства? Что, помимо кузова, делают для «УзДэу» заводы в Узбекистане и других странах СНГ?
Сейчас, наряду с кузовами, которые делают на заводе в городе Асака, семь совместных предприятий выпускают комплектующие. Это бамперы и панели приборов, сиденья, глушители и противоударные балки для дверей, элементы отделки салонов — бензобаки и штампо-сварные панели, краски, герметики, разбавители и лаки, колесные диски. Кроме того, больше 20 предприятий Узбекистана поставляют на «УзДэуавто» штампованные и пластмассовые детали. В 2002 году автомобили начнут комплектовать аккумуляторными батареями СП «УзЭксайд» и жгутами электропроводки СП «УзКоджи».
Из России и стран СНГ поступают радиаторы системы охлаждения, подшипники, резинотехнические изделия, реле и предохранители, наборы инструмента, наклейки, стальной прокат и штампованные детали. Таким образом, нынешний уровень локализации производства составляет 60% (по затратам).
Какие типоразмеры колес и шин допускается ставить на ” Дэу Нексия”?
В настоящее время «Нексию» комплектуют дисками 5Jx13; 5,5Jx13 и покрышками 155/80R13 78S, 175/70R13 82T. АО «УзДэуавто» рекомендует использовать шины «Кумхо», «Ханкук» и «Континенталь». Ведутся дорожные испытания ряда моделей других производителей.
В рамках модернизации автомобиля «Нексия» и появления модификации с 16-клапанным двигателем будут внесены изменения в подвеску, позволяющие также использовать шины 185/80R14 82H с дисками 5,5Jx14.
Разбирая двигатель VAZ 2109, обнаружил в поддоне картера упорные полукольца. А на коленвале в том месте, где они должны находиться, видна выработка. Подскажите, что можно сделать.
Упорные полукольца коленчатого вала могли выпасть, если:
1. Во время сборки двигателя не соблюдена последовательность установки деталей.
2. После сборки перепутали крышки коренных опор.
3. В процессе эксплуатации катастрофически износилось заднее полукольцо. Такое возможно, например, если перепутаны местами металлокерамическое и сталеалюминиевое полукольца или качество деталей низкое, не соответствует требованиям техдокументации.
При отсутствии упорных полуколец осевые перемещения коленчатого вала вызывают громкий нерегулярный стук и на него трудно не обратить внимания. Продолжительная работа без упорных полуколец приводит к повреждению коленчатого вала и блока цилиндров. Установка на поврежденные детали новых полуколец закончится быстрым износом последних. Поэтому смежные с ними зоны коленчатого вала и блока цилиндров должны быть тщательно проверены. Если повреждения коленвала незначительны, их можно удалить расточкой, компенсировав осевой зазор ремонтными полукольцами, толщина которых увеличена на 0,127 мм. Осевой люфт коленвала должен быть от 0,06 до 0,26 мм. При более глубоких повреждениях его нужно заменить. На блоке цилиндров бывает достаточно зачистить шабером гнезда для полуколец.
Полукольца коленвала
Что такое упорные полукольца коленчатого вала?
Коленвал двигателя состоит из отдельных элементов, которые невозможно соединить воедино. Такая конструкция создает дополнительные проблемы по его размещению во внутренней части блока и способствует появлению осевого люфта. Если люфт увеличится, то коленчатый вал начнет перемещаться по двигателю и может нарушить работу шатунов, что приведет к ускоренному износу всей поршневой группы.
Кроме того, конструкция некоторых двигателей устроена так, что свободно перемещающийся коленвал может задеть своим шкивом любой другой элемент подкапотного пространства. Примером может послужить радиатор – чувствительный к внешним воздействиям. Повреждение радиатора немедленно обеспечит быструю утечку охлаждающей жидкости, что станет дополнительным расходом при ремонте автомобиля.
Для снижения или исключения возможности перемещения коленчатого вала на двигателях стали применять специальные полукольца. Они выполнены из металла и устанавливаются между опорой блока и щеками коленвала. Таким образом, коленвал фиксируется в горизонтальной плоскости и избегает любого перемещения.
Для чего нужна замена полуколец и когда она необходима?
Полукольца являются расходным материалом и подвергаются износу. При их износе коленчатый вал начинает перемещаться по – горизонтали, что ускоряет износ полуколец. В конечном итоге, полукольца приходят в полную негодность (стираются) и коленвал теряет всякую фиксацию, создавая угрозу, в первую очередь, для всей поршневой группы. Кроме того, коленвал может отшлифовать крышку, которая его закрывает, и привести в негодность опорные подшипники. Данные детали отливаются вместе с блоком, что указывает на высокую вероятность замены последнего. Чтобы этого не допускать необходимо производить своевременную диагностику неисправностей и ,при необходимости, менять полукольца.
Диагностика выполняется после 120 тысяч километров пробега и начинается с внешнего осмотра двигателя. Наличие течи масла является первым, но не основным признаком. Дело в том, что при появлении люфта, коленвал может выдавить сальник, что весьма быстро приведет к утечке моторного масла. Однако, течь масла не всегда происходит именно по этой причине. Вполне возможно, что сальник просто пришел в негодность в процессе естественного износа.
Возьмите монтажный инструмент и, уперев его об генератор, попробуйте пошатать шкив коленвала. Допустимый осевой люфт не должен превышать 0,35 мм. Также, попросите кого-нибудь нажать на педаль сцепления. Если коленвал будет выдавливаться вперед, то это самый явный признак неисправности полуколец коленвала.
Перед проведением замены, приобретите новое моторное масло, так как это может явиться отличной возможностью его замены, прокладку поддона картера и сами полукольца.
При выборе полуколец учитывайте марку и модель автомобиля, а также характеристики двигателя. Комплект полуколец изготавливаются индивидуально для различных по объему и мощности двигателей.
Порядок проведения работ
1. Поставьте автомобиль на яму или эстакаду и исключите возможность его перемещения.
2. Открутите защиту двигателя и снимите ее. Слейте масло из двигателя.
3. Открутите все болты крепления поддона картера и демонтируйте его вместе с прокладкой.
4. Выкрутите болты, предназначенные для крепления крышки коренного подшипника, и снимите ее.
5. Установите новые полукольца так, чтобы его концы уперлись в концы старого. Чтобы облегчить задачу, перемещайте вал с помощью отвертки.
6. Выдавите старый элемент при помощи нового. Новая деталь должна зайти абсолютно свободно.
Вот и все. На этом замена полуколец коленвала окончена. Соберите все узлы в обратной последовательности. При установке новой прокладки поддона, обязательно обработайте ее герметиком, который способен выдерживать большие температуры. После сборки залейте новое масло.
Как происходит ремонт и замена коленвала в автомобиле ВАЗ 2106
Коленчатый вал – важнейшая деталь двигателей внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом. От его состояния напрямую зависит и здоровье всего двигателя. Силовой агрегат с изношенным коленвалом не развивает полной мощности, а давление масла в таком двигателе является пониженным даже на номинальных оборотах, не говоря о режиме холостого хода.
Коленвал ВАЗ 2106, износ которого превышает допустимый, не сможет надежно работать. Поэтому чтобы не допустить заклинивания двигателя, эту деталь снимают и ремонтируют.
Признаки неисправности коленчатого вала
Есть несколько признаков, по которым прямо или косвенно можно судить о неисправности коленчатого вала:
- во время работы двигателя на низких оборотах горит контрольная лампочка давления масла;
- при работе в режиме средних и высоких оборотов отчетливо прослушивается металлический стук, частота которого увеличивается при повышении количества оборотов;
- заклинивание двигателя.
В первых двух случаях причиной неисправности является выработка шатунных или коренных шеек кривошипа. Увеличенный зазор между поверхностью шейки и вкладышем и является причиной падения давления масла. При критически большом зазоре возможно биение вала, которое и вызывает стуки (двигатель «стучит»). Третий случай наиболее сложный. Лишь небольшая часть коленвалов с заклинивших двигателей поддается ремонту. В большинстве случаев потребуется замена коленвала.
Ремонт коленвала
Снятый с автомобиля коленвал тщательно очищают и осматривают. Не допускается наличие трещин на коренных и шатунных шейках, а также щеках. Если они обнаружились, коленвал можно сдать на наварку, но лучше будет его заменить. Обычно восстановленные коленвалы больше 50 тысяч км не проходят. Также проверяют наличие глубоких канавок, задиров, рисок и забоин в месте соприкосновения сальника коленвала ВАЗ 2106.
Для определения биения, а также смещения осей шатунных шеек, кривошип устанавливают на призмах. Замеряют величины радиального биения, осевого смещения и неперпендикулярность торца фланца к оси коленвала. При превышении допустимых параметров принимают решение о замене детали или правке на гидропрессе. Сразу отметим, что коленвалы ВАЗ 2106 изготавливаются из чугуна, поэтому попытка исправить его геометрию прессом часто заканчиваются поломкой детали.
Далее производят замеры параметров шеек (шатунных и коренных). При их выработке до размера, на 0,005 мм меньше минимально допустимого (для этого ремонтного размера) и (или) превышения их овальности более чем на 0,05 мм, принимают решение, нужна ли шлифовка и замена вкладышей коленвала. Шейки необходимо шлифовать до самого близкого размера (в соответствии с таблицей ремонтных размеров). Межосевое расстояние между шейками коренными и шатунными должно обеспечить ход поршня от 79,9 мм до 80,05 мм.
Необходимые допуски на размеры коленвала ВАЗ 2106 после шлифовки:
- при установке 1 и 5 шеек на призмы не допускается биение 2, 3 и 4 шеек более чем 0,03 мм;
- биение посадочного места под подшипник коленвала и звездочку – до 0,04 мм;
- конусность, а также овальность шатунных шеек – до 0,007 мм.
Перед сборкой из коленчатого вала удаляют заглушки, прочищают и промывают масляные каналы. После этого продувают сжатым воздухом и устанавливают новые заглушки.
Установка коленчатого вала
Установка коленвала производится на предварительно вымытый, сухой и чистый блок. Сборку производят в такой последовательности:
- Запрессовывают опорный подшипник первичного вала.
- Устанавливают новые коренные вкладыши коленвала.
- Согласно параметрам допусков подбирают полукольца коленвала.
- Шатунные и коренные шейки смазывают моторным маслом, после чего укладывают коленчатый вал в блок.
- По меткам ставят крышки подшипников и затягивают болты крепления усилием 68-84 Нм.
- Далее устанавливают шатунные вкладыши и крепят шатуны. Затягивать болты необходимо усилием не более 54 Нм.
- Устанавливают задний сальник коленвала.
- К блоку присоединяется поддон картера агрегата.
- Сальник передний устанавливается на блок совместно с крышкой (замена сальника коленвала необходима после шлифования в любом случае).
- Шкив коленвала устанавливается после затягивания передней крышки.
- Далее на двигатель монтируются промежуточный вал, устанавливается головка блока цилиндров, детали газораспределительного механизма.
- Регулируют натяжение цепи.
- Выставляют метки коленвала и метки на распределительном вале.
- Устанавливаются остальные детали и узлы.
- Регулируют натяжение ремня генератора.
- Устанавливают и регулируют зажигание.
При сборке все прокладки необходимо садить на автомобильный герметик. Так вы сможете избежать подтекания масла при эксплуатации агрегата.
Вы никак не решитесь, ремонтировать или менять коленвал? Цена на новый в настоящее время составляет не менее 3000 рублей. Если же прошлифовать и отремонтировать старый коленвал ВАЗ 2106, цена работ будет в 5 раз меньше этой суммы, так что выгода очевидна.
Коленвал и фото стадий его ремонта, чтение специальной литературы – все это поможет вам подойти к работе с уверенностью, своими руками вдохнуть в двигатель новую жизнь, вырасти в глазах друзей и знакомых.